Увольнение за аморальное поведение

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "увольнение за аморальное поведение". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ “Аюдар”.

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ “Аюдар”, и они никогда нас не подводили – всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО “Курземес Авиа” Анна Герасимова

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа “Аюдар” | Карта сайта

Изображение - Увольнение за аморальное поведение proxy?url=https%3A%2F%2Fviplawyer.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2FUvolnenie-za-amoralnyj-prostupok-470x264

Соблюдение норм общественного поведения – неписаное правило при любом трудоустройстве. Теоретически, обычный сотрудник может их и не придерживаться, если негативное суждение окружающих не доставляет ему дискомфорта и не мешает в работе. В связи с этим законодатели сделали уточнение для некоторых категорий специалистов, чье неприличное поведение может спровоцировать увольнение за аморальный поступок на законных основаниях.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кого могут уволить за совершение аморального поступка?

Сфера применения п. 8 ст. 81 ТК РФ очерчена в тексте самого пункта кодекса. В ней говориться, что «выгнать за аморалку» могут исключительно работников образовательных или воспитательных учреждений любой формы собственности. Больше конкретики, относительно практического применения данной нормы можно найти в законе об образовании в РФ 273-ФЗ. В ст. 23 указанного нормативного акта перечислены типы учреждений, педагогические работники которых должны с особым вниманием относиться к собственным поступкам:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные;
  • организации профобучения;
  • ВУЗы;
  • учреждения дополнительного образования.

Существует заблуждение, что указать на дверь в связи с потерей репутации могут только учителям или воспитателям, поскольку они воздействуют на неокрепшие детские умы. Это далеко не так, возраст воспитуемых не играет роли, и в этом смысле преподаватели ВУЗов, психологи, спортивные тренеры, руководители кружков и мастера-наставники в такой же степени ответственны за нравственную сторону образовательной своей деятельности.

Примечательно, что законного преследования за непристойные действия могут опасаться только те специалисты, обязанности которых связаны с воспитательной функцией. Если в штате образовательной организации есть представители, чьи должностные инструкции не содержат таких обязанностей, то проступок, нарушающий общественную мораль, может повлечь замечание начальства, но до увольнения дело не дойдет.

Кроме того будет не лишним ознакомиться с законом о занятости населения.

Если с кругом лиц, подпадающих под действие п. 8 ст. 81 ТК РФ, определиться довольно легко, то составить исключительный список неприличных поступков практически невозможно. Часть аморальных деяний квалифицируются как уголовные или административные правонарушения. Если работник образования совершил какой-либо из них, то его суть и обстоятельства будут отражены в протоколе или приговоре суда. К ним добавляются бытовые ситуации или поведение на рабочем месте:

  • грубое нарушение правил поведения в обществе (пьянство, развратные действия, публичные проявления тяжелой формы пагубной зависимости и тому подобное);
  • применение необоснованного физического насилия или психического давления на воспитуемых;
  • вовлечение учеников в сомнительные мероприятия;
  • прочие уголовно или административно наказуемые действия в отношении учащихся или в их присутствии.

Но даже в этом случае нельзя слепо следовать полученной бумаге и надеяться на то, что она защитит от разбирательств в обстоятельствах трудового спора. Трудовой кодекс позволяет уволить только тогда, когда поступок педагога не может быть совместим с продолжением его воспитательной работы. Другими словами, недопустимо увольнение за совершение аморального проступка, если человек нарушил правила пересечения улицы, превысил скорость либо нарушал тишину в ночное время.

А вот поведение учителя, связанное с применением силы в отношении его подопечных, оскорбительные высказывания, вызывающее поведение, являющие собой отрицательный пример для воспитуемых, вполне могут быть предметом рассмотрения комиссии по морально-этическим вопросам. Менее значимые проступки также могут быть поводом усомниться в пригодности работника образования, если предполагается их постоянное проявление и отсутствие стремления к исправлению ситуации.

Уволить за аморальные действия можно лишь в случае, когда это несовместимо с воспитательной работой, п. 8 ст. 81 ТК РФ.

Увольнение педагога на основании аморального поведения или утраты доверия относится к отдельным нормам. И в том, и в другом случае не имеет значение место совершения осуждаемых действий. В зависимости от того, произошло ли это в рабочее время и в пределах образовательного учреждения или вне его, может поменяться только порядок рассмотрения дела и сроки.

Поскольку понятие морали может трактоваться по-разному даже в пределах небольшой группы одинаково воспитанных людей, самовольно решать трудовую судьбу кого-либо из сотрудников руководству не стоит. Вот почему увольнение за аморальное поведение учителя или воспитателя потребует дополнительных мероприятий для придания процедуре законности. Чаще всего подобные выводы должны быть подтверждены коллегиальным мнением таких же педагогов.

Если произошедшее не попадает под юрисдикцию полиции, то заботы по фиксации и сбору подтверждений лягут на руководство заведения. В современном учебном заведении получить материалы и основания начать расследование не составляет труда:

  • докладная от коллеги или непосредственного руководителя;
  • жалоба заинтересованного лица (родителей, опекунов, самих учащихся);
  • данные видеонаблюдения;
  • ролик, снятый на мобильное устройство одного из участников или свидетелей событий.
Читайте так же:  Самый простой и рентабельный бизнес для начинающих

Причем, даже если письменное обращение отсутствует, но директору стало доподлинно известно о произошедшем, расследование можно начать по инициативе руководителя. Толчком могут стать даже материалы, изначально попавшие в сеть Интернет, если они позволяют идентифицировать всех участников или хотя бы подтвердить личность педработника.

Как только сигнал о ЧП дошел до начальства, нужно закрепить все детали в виде акта, приложив к нему докладные, объяснительные и письменные свидетельские показания от очевидцев не из числа коллектива. Для подробного и объективного рассмотрения обстоятельств нужно также изъять или скопировать видео- и аудио- файлы, если они могут помочь установить истинные мотивы и степень виновности сотрудника.

Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

Выводы об аморальности поведения одного из работников, сделанные единолично одним из уполномоченных должностных лиц, сразу вызовут сомнения в их объективности. Чтобы избежать искажения фактов, в учебном заведении создаются специализированные комиссии, призванные оценить тяжесть провинности и меру ее воздействия на дальнейшую воспитательную работу.

Состав комиссии должен быть утвержден приказом. Причем в ее составе должны быть только те, кого нельзя упрекнуть в систематических нарушений в сфере этики. Принципы формирования комиссии поименно зависят от того, что написано во внутреннем локальном акте (назначение членов по решению руководителя или выборы внутри коллектива). В особенно сложных случаях допустимо привлекать в состав комиссии сторонних лиц в качестве экспертов (психологов, юристов, технических специалистов и прочее).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обстоятельства поступка и его последствия рассматриваются коллегиально.

Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

Главная задача комиссии состоит не в том, чтобы рассмотреть доказательства и установить факт нарушения дисциплины и морали. Первоочередное задание коллегии – обосновать ответ на сомнения работодателя в том, можно ли уволить за аморальное поведение воспитателя в конкретной ситуации.

Как будут проходить заседания этого «судейского» органа в законодательстве не прописано. Но логичным представляется, что по итогам совещания будет составлен акт о проведенном рассмотрении, а к нему приложены все подтверждающие документы. Обязательной частью акта или протокола заседания комиссии должен стать недвусмысленный вывод о возможности дальнейшей работы с учениками.

Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок

Принятие объективного решения невозможно без учета мнения и обстоятельств другой стороны. В случае, если все произошло на территории образовательной организации, у директора возникает необходимость обязательного рассмотрения объяснений работника, ст. 193 ТК. Из этого логически вытекает вывод, что достаточно письменно предложить написать объяснительную, под роспись ознакомить с ней провинившегося, а затем подождать не менее двух суток до утверждения результатов служебной проверки.

Если по истечении пары дней объяснение не предоставлено, у работодателя есть все основания принимать любые решения без учета деталей , известных увольняемому сотруднику.

Совершения непристойных действий за пределами работы или в быту освобождает от обязанности дожидаться объяснительной. Однако судебная практика говорит о том, что ее нужно требовать в любом случае, чтобы результаты рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде не стали для работодателя сюрпризом.

Право исключить воспитателя с «подмоченной» репутацией из состава педагогического коллектива от места на карте не зависит. Разница есть только для определения процедуры и сроков проведения увольнения:

Изображение - Увольнение за аморальное поведение proxy?url=https%3A%2F%2Fdelatdelo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2F12.1-2-150x150

Увольнение за аморальный поступок встречается крайне редко в обычной практике. Данная мера допустима только в отношении сотрудников, в чьи обязанности входит воспитательная функция как профилирующее направление в работе.

Если перед работодателем стоит вопрос об увольнении подчиненного за аморальный проступок, то руководствоваться он должен кругом обязанностей сотрудника. Закон не допускает ситуацию, в которой гражданин может быть уволен за аморальное поведение исключительно на том основании, что так решило руководство.

Трудовые функции любого члена коллектива оговариваются нормативными документами, актуальными для данного предприятия:

Что подразумевается под понятием аморальный проступок? Прежде всего, толковый словарь определяет его как противоречащий общеустановленным и общепринятым канонам нравственности. Это значит, что четких границ этого определения не существует. В разных социальных, этнических и профессиональных областях этические нормы могут перекликаться, дополнять друг друга. Вместе с этим, они могут существенно разниться.

Таким образом, руководителям рекомендуется отталкиваться от тех положений, что выработаны многолетней практикой. Увольнение за аморальный проступок ТК РФ трактуется как невозможность пребывания сотрудника в должности, связанной с воспитательными функциями. Согласно п.8 ч.1 ст. 81 ТК РФ, аморальное деяние, находящееся в противоречии с этическими нормами и ставшее поводом для увольнения, может быть совершено не только непосредственно на предприятии. Так называемые бытовые конфликты часто заканчиваются драками и неподобающим поведением. Как правило, фоном для совершения аморального проступка является наркотическое или алкогольное опьянение.

По вышеназванной статье могут быть уволены:

  • Изображение - Увольнение за аморальное поведение proxy?url=https%3A%2F%2Fdelatdelo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2F12.2-2-150x150мастера производственного обучения;
  • сотрудники детских дошкольных учреждений;
  • педагоги общеобразовательных школ;
  • педагоги профессиональных лицеев;
  • преподаватели профильных учебных заведений с углубленным изучением предметов;
  • преподаватели музыкальных школ и развивающих центров.

При этом нельзя смешивать факты аморального проступка и нарушение устава учреждения. Например, педагог Иванова Клавдия Сергеевна неоднократно была уличена в грубом отношении к воспитанникам интерната. На устные замечания руководства она не реагировала. В конце концов, по требованию родительского комитета Иванову Клавдию Сергеевну уволили за аморальное поведение, поскольку она нарушила и устав учреждения, и совершила аморальный проступок.

При этом Красильникова Антонина Петровна многократно опаздывала к началу учебных занятий. Она была подвергнута административному наказанию, поскольку грубо нарушала устав учреждения. Но аморальной составляющей в ее поведении не было. Поэтому к сотруднице были применены другие дисциплинарные взыскания, но не увольнение.

Читайте так же:  Проверить машину на утиль онлайн

Увольнение по ст. 81 ТК напрямую определяется тем, имеет ли отношение допущенный аморальный проступок к трудовым функциям гражданина. Если такая связь обнаруживается, то увольнение рассматривается как дисциплинарное взыскание.

Далее действия работодателя определяются ст. 193 ТК. То есть, увольнение допускается в течение месяца с момента установления факта проступка (не позже).

Иногда аморальный проступок может быть не связанным с непосредственным исполнением трудовой функции. Однако и в этом случае работодатель обязан реагировать. Согласно ч. 5 ст. 81 ТК, увольнение может состояться в течение 1 года с момента установления факта проступка (не позже).

Примером такого увольнения может послужить ситуация, имеющая место в филологическом лицее, когда заведующая учебной частью в присутствии студентов дала пощечину преподавателю.

Судебная коллегия не признала данный поступок аморальным, ссылаясь на то, что в трудовом законодательстве отсутствует четкое определение данного деяния. Тем самым директору лицея была дана возможность решить вопрос с увольнением заведующий учебной частью самостоятельно.

Директор, в свою очередь, принял решение об увольнении по статье 81. Свою позицию он аргументировал тем, что заведующая учебной частью применила физическое воздействие к коллеге, что было усугублено присутствием рядом студентов. Между тем воспитательная функция педагога предполагает демонстрацию уважительного отношения не только к ученикам, студентам, но и к коллегам. В учебных заведениях любого статуса превыше всего ценится умение минимизировать конфликтную ситуацию и, главное, ни в коем случае не вовлекать в нее воспитанников.

Кроме того, директор аргументировал свое решение об увольнении тем, что аморальный проступок был совершен:

  • на территории лицея;
  • в рабочее время;
  • в середине учебного процесса;
  • в присутствии студентов.

Таким образом, проступок заведующей учебной частью попадал под дисциплинарное воздействие. В этом случае таковым было увольнение.

Еще более убедителен пример, когда уволенный за аморальный проступок сотрудник был восстановлен в занимаемой должности. Это произошло, когда заместитель директора по обеспечению социальных условий воспитанникам, применил физическую силу к подростку, вернувшемуся из самовольного увольнения в нетрезвом виде. Воспитатель нанес один удар (шлепок) по голове воспитаннику без нанесения вреда здоровью.

В результате он был уволен с формулировкой «за аморальное поведение». Обращаясь в судебную инстанцию за восстановлением справедливости, сотрудник аргументировал свою позицию тем, что:

  • Изображение - Увольнение за аморальное поведение proxy?url=https%3A%2F%2Fdelatdelo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2F12.3-2-150x150в интернате не было проведено служебного расследования;
  • он не давал никому объяснений;
  • воспитательная функция не входит в его обязанности.

Данный сотрудник занимался обеспечением бытовых условий, не более того. Суд решил, что основания для расторжения трудового договора в данном случае нет. В должностной инструкции заместители директора по режиму нет указаний о выполнении обязанностей, связанных с воспитательным процессом. Данный сотрудник занимался административно-распорядительными полномочиями.

В результате самостоятельное решение работодателя об увольнении было отменено. Само увольнение признано незаконным. Заместитель директора потребовал выплаты среднего заработка за вынужденные прогулы, а также компенсацию причиненного ему морального вреда. Все требования истца были удовлетворены.

Таким образом, решение вопроса об увольнении за аморальный проступок в судебной практике зависит от соотношения нарушение устава учреждения и собственно неэтичного поведения, находящегося в противоречии с принятыми в обществе моральными критериями.

При этом следует понимать, что увольнение — это исключительная мера дисциплинарного воздействия. Каждый работодатель имеет право применять несколько вариантов воздействия на сотрудника, в том числе выговор или общественное порицание. Исключение составляют ситуации, которые содержат в себе общественно опасную составляющую. В этом случае увольнение является непререкаемым.

Законом предусмотрена мера увольнения за аморальное поведение лиц, работающих в образовательных и дошкольных учреждениях. Это преподаватели, учителя и воспитатели – категории работников, которые несут ответственность за нравственное развитие детей и подростков, оказывая прямое воздействие на формирование их личности.

Фактически под действие статьи попадает любой педагог или воспитатель, поведение которого сочли аморальным.

Регламентирует порядок увольнения п. 8 ст. 81 ТК РФ, согласно которому сотрудник, выполняющий воспитательные функции, отстраняется от работы за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением его текущей деятельности. Подводный камень состоит в отсутствии конкретного перечня деяний, которые квалифицируются как «аморальные».

При этом часть из них попадает под действие уголовного или административного правонарушения, которые отражаются в составленном протоколе или судебном приговоре в случае, если работник образовательной сферы это нарушение совершил.

Аморальными могут быть признаны следующие проступки:

  • В грубой форме нарушаются общественные нормы поведения (состояние опьянения, развратные действия и проявление прочих пагубных деяний в публичном пространстве).
  • Применение физической силы и психологического давления на воспитанников или учеников, не имеющее обоснованных причин.
  • Склонение или вовлечение воспитанников или учеников к действиям сомнительного характера.
  • Другие правонарушения, совершенные в отношении несовершеннолетних подопечных или в их присутствии, которые впоследствии могут быть расценены, как аморальные.

А вот допущенные оскорбления в адрес учеников или воспитанников, применение физического насилия (даже самого незначительного) или вызывающее поведение выступают веской причиной, чтобы поведение работника рассмотрела комиссия по вопросам профессиональной этики.

Действие статьи распространяется также в отношении педагогов, которые неоднократно совершают мелкие правонарушения и не стремятся исправить своего поведения.

Напомним, что ТК предусматривает увольнение за аморальные проступки строго определенный круг лиц. Его представляют работники, которые занимаются воспитательной и образовательной деятельностью в соответствующих организациях. Согласно ст. 12 закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, к таким учреждениям относят:

  • школьные и дошкольные организации;
  • специальные (коррекционные) школы;
  • средние и высшие учебные заведения;
  • учреждения дополнительного образования (для детей и взрослых).

В текущий список попадают все организации, которые ведут воспитательную или образовательную деятельность вне зависимости от формы обеспечения (государственные или частные).

Исключением выступают всего 2 направления:

  1. Профессиональная образовательная программа по подготовке военных (перечень утверждает Правительство РФ).
  2. Закрытые учебно-воспитательные учреждения специального характера для детей и подростков, поведение которых опасно для общества (утверждаются исполнительной властью на федеральном или региональном уровне на основании ст. 11 Закона «Об образовании»).
Читайте так же:  Что такое кассационная жалоба – образец

Применить ст. 81 п. 8 ч. 1 ТК РФ можно и к работникам, которые выполняют воспитательные функции вне образовательных организаций. Положение регламентирует Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ», где частично отражается список должностей, попадающих под ответственность.

Среди них: мастера производственного обучения, помощники воспитателей, логопеды, спортивные тренеры или руководители творческих кружков. Возраст учеников в таких случаях никакой роли не играет.

Увольнение сотрудника за аморальное поведение не привязывается к определенному месту. Не имеет значения, где педагог (или иное лицо) находился в момент совершения проступка.

Фактическое местонахождение отражается только на ходе судебного разбирательства: может измениться порядок или срок рассмотрения дела, опираясь на детали произошедшего (было это рабочее пространство или иное место).

Как происходит процедура увольнения за аморальное поведение

Первая задача руководства в такой ситуации – достоверно определить причастность работника к совершению аморального поступка, а это потребует ряда дополнительных мер. Они созданы ровно для того, чтобы исключить самовольное решение чужой судьбы ввиду крайне размытой трактовки понятия «аморальный».

Если возникшая ситуация не входит в юрисдикцию полицейских, тогда заниматься сбором доказательной базы и фиксировать ее придется руководителю организации. В образовательном учреждении материалом для старта расследованиявыступают:

  • Докладная. Может поступить от коллеги или непосредственного начальника подозреваемого лица.
  • Жалоба. Поступает от заинтересованных сторон – самих учащихся, их родителей или опекунов.
  • Свидетельства с камер видеонаблюдения.
  • Доказательства, снятые на камеру мобильного телефона или другого гаджета.

В отдельных случаях, когда письменного заявления о проблеме в адрес руководства не поступало, но начальнику доподлинно известно о факте правонарушения, расследование дела он может инициировать самостоятельно. Среди таких прецедентов нередко выступают видеоролики, попавшие в интернет, где качество записи позволяет безошибочно определить личность сотрудника.

Как только руководитель организации получает информацию о ЧП, ему необходимо составить акт и приложить сопутствующие документы: докладные и объяснительные, а также свидетельские показания очевидцев происшествия, которые не являются работниками организации.

Для объективности расследования и учета всех деталей произошедшего необходимо сделать копии аудио- и видеофайлов, которые способны помочь в установлении мотивов и степени виновности главного фигуранта.

Чтобы исключить необъективные выводы об аморальном поведении работника, в учебных заведениях создают специальную комиссию. Состав участников утверждается Приказом руководителя организации. При этом важно учитывать, чтобы каждый сотрудник обладал хорошей репутацией и не был заподозрен в нарушениях этической нормы.

В случае спорных или крайне сложных ситуаций в комиссии должны принимать участие экспертные лица – психологи, юристы и прочие специалисты, способные грамотно разрешить вопрос и сделать объективные выводы.

Здесь важно понимать, что главная задача участников расследования – дать обоснованный ответ руководителю по вопросу реальных оснований для увольнения работника, а не просто формально рассмотреть дело и установить какие-либо факты.

По окончании процедуры комиссия составляет протокол заседания, в котором отражает сам факт рассмотрения этого дела, а также прикладывает все подтверждающие документы.

Основная часть акта – это четкий вывод без двусмысленной трактовки о дальнейшей судьбе фигуранта (может продолжить работу в образовательном учреждении или подлежит увольнению).

На заключительном этапе необходимо принять во внимание объяснительную сотрудника, поскольку без учета мнения обвиняемой стороны объективность решения подвергается сомнению.

Так, если правонарушение произошло в пределах образовательного или воспитательного учреждения, объяснение рассматривается в обязательном порядке. Законодательно эту процедуру регламентирует ст. 193 ТК РФ.

Формально аналогичные действия возможны и в случае, если аморальный поступок совершен вне рабочего учреждения. Однако судебная практика говорит обратное: требовать объяснение необходимо в любой ситуации, чтобы избежать недоразумений в суде (или комиссии по решению трудовых споров).

Процедура обладает специфической особенностью, поскольку сроки увольнения напрямую зависят от места, где совершено правонарушение – на работе или в быту. Если аморальный поступок произошел на рабочем месте, увольнение возможно не позднее 1 месяца с момента установления аморального проступка, но не позднее 6 месяцев, считая от даты его фактического совершения.

Аморальные действия за пределами рабочего пространства (то есть в быту и не при выполнении трудовых обязанностей), разрешают уволить работника в любой отрезок времени, но не позднее 1 календарного года с момента установления проступка.

Запись в трудовой книжке при увольнении за аморальный поступок

В случае, если обеим сторонам удалось прийти к мирной договоренности, которая подразумевает неразглашение порочащих сведений, в трудовой книжке работника фигурирует п. 1 ст. 77 ТК РФ – увольнение по соглашению сторон.

В противном случае запись в трудовой книжке оформляют согласно п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – увольнение за совершение аморального поступка, несовместимого с продолжением работы.

Вне зависимости от совершенного нарушения и степени его неэтичности, руководитель организации обязан рассчитать сотрудника, не нарушая законодательства. ТК РФ определяет следующие гарантированные выплаты:

  • заработную плату;
  • компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • иные выплаты согласно трудовому договору (премии и т.д.).

При возникновении спорных ситуаций касательно объема выплат, которые должен получить работник, организация обязана выплатить неоспариваемую сумму (это те средства, в отношении которых у работника нет претензий).

При этом за работником сохраняется право оспорить решение руководителя в судебном порядке, но после расторжения трудового договора (порядок действий регламентирует гл. 60 ТК РФ). В большинстве случаев суд удовлетворяет иск работника и он получает полагающиеся выплаты.

Нужна ли отработка при увольнении за аморальный поступок

Поскольку законодательно такого понятия, как «отработка», не существует, фактически решение принимает руководитель. Заметим, что 14-дневный срок – это формальное предупреждение работодателя об увольнении, которое регулируется по соглашению сторон.

В случае увольнения за аморальное поведение или проступок руководитель, как правило, не стремится удерживать сомнительного работника. Однако в случае мирного соглашения об увольнении (неразглашение результатов расследования), небольшая вероятность отработки имеет место быть. Но скорее – в качестве исключения, нежели стандартной практики.

Читайте так же:  Расчеты наличными между ип и ип в 2019 году

Занятие образовательной или воспитательной деятельностью требует от работников соблюдать негласный свод морально-этических правил не только на рабочем месте, но и в частной жизни.

При этом стоит помнить главное: увольнение сотрудника – хоть и радикальная, но самая крайняя мера воздействия. А заниматься обнаружением нелицеприятных фактов – право, но не обязанность работодателя (за исключением случаев, когда поведение работника становится общественно опасным).

Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве основания для расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя предусмотрено совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Рассмотрим юридические тонкости применения данного основания для увольнения работника.

Изображение - Увольнение за аморальное поведение proxy?url=https%3A%2F%2Feduface.ru%2Fuploads%2Fregion%2Fconsultation%2Fpictures%2Fman2

Увольнение по данному основанию допускается только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Увольнение возможно только тогда, когда воспитательная функция является основным содержанием работы, поэтому недопустимо увольнение по этому пункту руководящих работников на том основании, что в их трудовые обязанности входит воспитание подчиненных (это не главное содержание их работы). При решении вопроса о правомерности увольнения за совершение аморального проступка необходимо исходить из фактического круга обязанностей данного работника, определяемого локальными нормативными актами, должностными инструкциями и трудовым договором.

Согласно общепринятым правилам толкования понятий русского языка, термин «аморальный» означает «противоречащий морали, безнравственный». В принципе понятие «аморальный проступок» достаточно условно и не может иметь однозначного толкования, поскольку моральные устои и общепринятые в обществе морально-этические нормы весьма динамичны. Поэтому при толковании понятия «аморальный проступок» в контексте рассматриваемой нормы целесообразно ориентироваться на положения, выработанные практикой. Так, необходимым условием увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, по основанию, установленному п. 8 ч. 1 ст. 81 Кодекса, является то, что совершение таким работником аморального проступка должно быть несовместимо с продолжением данной работы.

Аморальным проступком считается проступок, противоречащий общепринятым нормам морали, причем независимо от того, где он совершен: по месту работы или в быту (драки, появление на работе или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, недостойное поведение в быту).

Изображение - Увольнение за аморальное поведение proxy?url=https%3A%2F%2Feduface.ru%2Fuploads%2Fregion%2Fconsultation%2Fpictures%2Fman1

Подчеркнём, что проступок может быть совершён необязательно на рабочем месте! Данная норма отмечается в п. 46 и 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 Кодекса), судам следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

Что же касается соотношения аморального проступка и грубого нарушения педагогом устава образовательного учреждения, то нарушение правил последнего не всегда может выражаться в аморальном поведении. Грубость в отношении обучающихся или воспитанников должна быть признана и грубым нарушением устава, и аморальным проступком, в то время как невыполнение правил внутреннего трудового распорядка (например, опоздания без уважительных причин к началу занятий) не нарушает норм общественной нравственности, являясь при этом грубым нарушением устава образовательного учреждения.

Порядок увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ зависит от того, связан аморальный проступок с исполнением трудовых обязанностей или нет. Увольнение работника за совершение аморального проступка является дисциплинарным взысканием, если аморальный проступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей. В таких случаях работодатель должен соблюдать сроки и порядок наложения взысканий, предусмотренные ст. 193 ТК РФ. Увольнение возможно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Если же аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, то увольнение не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81 ТК РФ).

Примеры судебной практики

Пример 1. Работник был уволен за оскорбления обучающихся.

Оскорбления в адрес обучающихся достаточно распространённое явление (об этом регулярно говорят в СМИ, Интернет пестрит огромным количеством видео, когда педагогический работник совершает недопустимые действия по отношению к обучающимся, причём абсолютно неважно «кто кого довёл до точки кипения»). Рассмотрим стандартный пример — апелляционное определение от 1 сентября 2016 г. N 33-16392/16 Санкт-Петербургского городского суда.

К. обратилась в суд с иском к ФГБОУ СПО «Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, указала в обоснование требований на то, что работала у ответчика с сентября 2011 года в должности преподавателя. 18 декабря 2016 года была уволена на основании п. 8 ст. 81 ТК РФ за аморальный проступок, считает свое увольнение незаконным, произведенным с нарушением требованием трудового законодательства. Основанием увольнения К. послужил рапорт курсантов, поступивший руководству учебного заведения, в котором курсанты указывали на то, что истец во время занятий своими высказываниями унижает курсантов, оскорбляет их родителей, постоянно намекает на взятки, что порочит звание учителя. Приказом директора колледжа решено провести проверку по обращению курсантов, назначить комиссию для проверки. В ходе ее проведения истец была ознакомлена с рапортом курсантов, от истца были получены объяснения относительно ее поведения, получены дополнительные объяснения от курсантов. Комиссией пришла к выводу, что факты, изложенные в рапорте курсантов, нашли свое подтверждение.

Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования, касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня. Этим обусловлено наличие в Трудовом кодексе Российской Федерации главы 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», а также специального основания увольнения работников, выполняющих воспитательные функции, — совершения по месту работы или в быту аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (пункт 8 части первой статьи 81), и дополнительного основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками — применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (пункт 2 статьи 336).

Читайте так же:  Заявление на компенсацию отпуска - образец

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогических работников следовать соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка (пункты 2, 3, 11 части 1 статьи 48).

В силу пункта 2.12 должностной инструкции, утвержденной К., в силу п. 2.12 должна поддерживать учебную дисциплину и контролировать режим посещения занятий. Согласно п. 2.12 не допускать ущемления законных прав и свобод студентов, их человеческого достоинства, чести и деловой репутации, а также методов, связанных с физически и психическим насилием над личностью. Согласно п. 2.16, проводить воспитательную работу с курсантами, требовать от курсантов опрятного вида в ношении форменной одежды. Согласно п. 3.1 должностной инструкции преподавателя, таковой несет ответственность за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или психическим насилием) над личностью курсанта. С должностной инструкцией К. ознакомлена .

Разрешая спор на основании установленных по делу обстоятельств с учетом собранных по делу письменных доказательств, объяснений сторон, свидетелей суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку нарушений порядка увольнения истца с работы, установленного ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, судом не установлено, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения соблюдены, от истца были истребованы объяснения по факту инцидента, при наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ответчиком учтены тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Таким образом, данный пример указывает на необходимость соблюдения процедуры увольнения по данному основанию.

Пример 2. Педагогический работник дал пощёчину коллеге в присутствии обучающихся.

Все детали можно посмотреть в Апелляционном решении Свердловского областного суда от 31.05.2016 г по делу № 33-8915/2016. По существу ситуации: отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что произошедший конфликт с коллегой не может быть признан аморальным проступком при выполнении ею должностных функций по педагогической деятельности, судебная коллегия учитывает, что в трудовом законодательстве не содержится определения аморального проступка и не устанавливается каких-либо критериев, на основании которых проступок лица, выполняющего воспитательные функции, может быть признан аморальным, в связи с чем, работодателю предоставлена возможность самостоятельно решить данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В то же время конфликт с применением физического воздействия к коллеге по работе — это не только нарушение положений Устава ВУЗа, но и общепринятых в обществе норм поведения, не совместимое с деятельностью преподавателя. В воспитательные функции педагога входит, в числе прочего, демонстрация воспитанникам (студентам) уважительного отношения к коллегам, умения погасить конфликт и не вовлекать в конфликтные ситуации воспитанников (студентов), чего истцом в данном случае сделано не было.

При изложенных обстоятельствах, а также принимая во внимание особенности работы истца в учебном заведении, ее должностные обязанности, совершенный ею проступок (в рабочее время, на территории работодателя, во время учебного процесса, в присутствии учащегося) обоснованно признан работодателем аморальным, поскольку он нарушает принятые в обществе нравственные нормы, нормы морали, правила поведения в обществе, как в целом, так и в коллективе, противоречащие содержанию учебно-трудовой функции преподавателя, несовместимого с продолжением работы преподавателем и влечет за собой применение дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения по инициативе работодателя.

Пример № 2 показывает, как на практике работодатель может самостоятельно принять решение об аморальности проступка, уволив работника по соответствующей статье ТК РФ.

Пример 3. Применение физической силы к обучающемуся работником, в круг обязанностей которого не входят воспитательные функции.

Основанием для издания приказа об увольнении за аморальный проступок послужило служебное расследование от 11 сентября 2014 года, в ходе которого установлено, что после возвращения из самовольного ухода 4 июля 2014 г. при досмотре воспитанника (ФИО)15, (ФИО)1 применил физическую силу к подростку в виде шлепка по голове, без причинения вреда здоровью.

В силу пункта 8 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Должностной инструкцией заместителю директора по режиму не вменено выполнение педагогической и воспитательной функции, должностные обязанности заместителя директора по режиму сводятся к административно-распорядительным полномочиям, непосредственно не связанным с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей.

Поскольку (ФИО)1, не являясь работником, выполняющим педагогические и воспитательные функции, не мог быть уволен по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение с ним трудового договора по указанному основанию не соответствует требованиям трудового законодательства.

В силу положений статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Изображение - Увольнение за аморальное поведение 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here