Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Российской Федерации: цели и задачи деятельности

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fmedia%2Fcache%2F87%2Fae%2F87ae8ccb012c40dfa3ad212c5b6e2511

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 16.09.2017 2017-09-16

Статья просмотрена: 291 раз

Матянина И. В. Уполномоченный по правам предпринимателей в Российской Федерации: цели и задачи деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №37. — С. 78-80. — URL https://moluch.ru/archive/171/45634/ (дата обращения: 13.03.2019).

В странах с рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико-социальную сферу преимущественно имеют косвенный характер. Между тем пример Российской Федерации говорит об излишнем вмешательстве государства в работу и, непосредственно, «кухню» предпринимателей. Хочется сказать, что вмешательство того или иного органа власти в работу часто сопряжено с неким давлением, принуждением, навязыванием свое точки зрения относительно работы самого предпринимателя.

Согласно п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Хочется отметить, что в настоящей жизни находит свое отражение данный принцип в работе Уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей в Российской Федерации. Создание института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей является хорошей, даже, надо сказать, отличной гарантией, для деятельности предпринимателей во всей стране.

Видео (кликните для воспроизведения).

Безусловно, качественная, беспрекословная реализация гражданских прав и свобод, даже если касаться экономической стороны деятельности граждан, зависит от публичного администрирования, направлено на реализацию эффективной публичной политики. Целью и главным критерием эффективности правовой политики, как отмечает О. Ю. Рыбаков, выступают правовой статус и социально-экономическое положение личности. (Волков А. М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий //Административное право и процесс. 2012. N 12. С. 14–19, Рыбаков О. Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. Владивосток, 2002. С. 30.).

Защита социально-экономических прав и свобод как деятельность включает в себя не только защиту человека, как субъекта тех или иных правоотношений, но и защиту его деятельности, будь то медицина, социальные отношения, предпринимательство, то есть тех социальных прав, которые реализуются гражданином, буквально каждый день. В связи с этим обеспечение указанных социально-экономических прав приобретает реальное очертание только при защите предпринимательского сообщества, которое как экономический класс, являясь одновременно работодателем, зачастую и определяет степень социально-экономического благополучия населения. При этом эффективную публичную политику призваны осуществлять все субъекты публичного права, и прежде всего правоохранительная система.

Естественно, в условиях недостаточно эффективной работы правоохранительной системы ставится под сомнение универсализм некоторых устоявшихся институтов защиты прав граждан. На этом фоне А. Хиль-Роблес говорит, что на сегодняшний день никто не может однозначно утверждать, будто судебный контроль в состоянии обеспечить эффективную и достаточную охрану гражданина от неправомерных действий государственной администрации. Резюмировать можно, говоря следующее: должность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан (Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). М., 1997. С. 282.)

Впервые должность омбудсмена была учреждена в Швеции в 1809 г.. В середине XX в. институт омбудсмена получает свое развитие сначала в скандинавских, затем в англосаксонских и других европейских государствах. В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, а официально должность Уполномоченного по правам человека в России была учреждена Конституцией РФ 1993 г.

С позиции Организации Объединенных Наций главная задача деятельности уполномоченных заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации, т. е. осуществлять защиту прав отдельных лиц, считающих себя жертвами ее несправедливых действий Именно целенаправленная правозащитная деятельность Уполномоченного является одной из принципиальных задач, которая отличает данный орган от иных правоохранительных органов универсального характера, прежде всего прокуратуры и суда. Однако, несмотря на свой публично-правовой статус, Уполномоченный по правам одновременно выступает посредником между государством и обществом и защищает как публичные, так и частные интересы.

Эффективность помощи конкретным лицам со стороны Уполномоченного наглядно показывается на опыте оказания помощи детям Уполномоченным по правам ребенка, имеющим возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим. При этом отдельные авторы констатируют факт, что Уполномоченный по правам человека в России зависим от органов государственной власти в значительно большей степени, чем того требует нормальная правовая практика.

Читайте так же:  Оформление сдельной оплаты труда в трудовом договоре

Действительно, если обратиться к компетенции Уполномоченного, то не во всех случаях данный институт способен эффективно решать возложенные на него задачи, в том числе из-за причин организационного характера. Как ни странно, судебная практика исходит из того, что Уполномоченный не наделен правом на вынесение решений, носящих государственно-властный характер, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан либо создающих препятствия для их реализации. Соответственно такими полномочиями не могут обладать и должностные лица рабочего аппарата Уполномоченного. Такая практика свидетельствует, что механизм деятельности, а также его компетенция не в полной мере соответствуют объему задач, возложенных на институт Уполномоченного.

В настоящее время сферы деятельности, в которых многие ждут эффективной работы уполномоченных, касаются самых злободневных вопросов, и постепенно практика вынуждает вводить подобные институты. Как отмечается в литературе, система публичного управления помимо институтов Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей может получить Уполномоченного по межнациональным отношениям. Серьезного обсуждения требует тема функционирующего при Ассоциации российских банков финансового омбудсмена. Отмечается некая тенденция, в связи с тем, что расширяются сферы деятельности человека, то могут быть введены институты Уполномоченного по защите прав инвесторов, страхового омбудсмена и прочих, в зависимости от того, какие отношения будут нуждаться в наибольшей защите.

Региональный опыт в этой части идет дальше и затрагивает антикоррупционную политику. Так, с 2010 г. в Ульяновской области введена должность Уполномоченного по противодействию коррупции, который на базе социологических исследований проводит антикоррупционный мониторинг. В органах местного самоуправления также созданы организационные структуры по противодействию коррупции, и Уполномоченным осуществляется контроль над эффективностью работы.

Отдельного внимания заслуживает пенитенциарная система России. Неслучайно отдельные специалисты, обращаясь к опыту западных стран (например, Англии), предлагают адаптировать на российскую почву институт Уполномоченного по делам тюрем и пробации (Prison and Probation Ombudsmen), что будет способствовать гармонизации отечественной уголовно-исполнительной системы с европейскими правозащитными моделями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит отметить, что заложение «камня» к учреждению поста Уполномоченного по защите прав предпринимателей было легализовано Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879, а принятым 7 мая 2013 г. Федеральным законом N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» урегулированы непосредственно его правовой статус, полномочия и механизм деятельности.

  1. Волков А. М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий //Административное право и процесс. 2012. N 12. С. 14–19.
  2. Рыбаков О. Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. Владивосток, 2002. С. 30.).

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен)

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

Бизнес-омбудсмен России

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fkonsulmir.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%2591%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581-%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25B4%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD-%25D0%25A0%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B8

Цель работы Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: защита прав и законных интересов предпринимателей в их отношениях с органами власти.

Работа с обращениями российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств;

Контроль за соблюдением их прав федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

Участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, улучшения делового климата;

Содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской
деятельности;

Взаимодействие с предпринимательским сообществом.

Уполномоченный напрямую подотчетен Президенту Российской Федерации. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей вправе:

запрашивать от государственных органов необходимые ему документы и материалы;

беспрепятственно посещать органы власти при предъявлении служебного удостоверения;

без специального разрешения посещать места содержания под стражей и лишения свободы, если речь идет о защите прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по статьям 159-159.6, 160 и 165 (в сфере предпринимательской деятельности), а также 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 УК РФ;

принимать участие в проверках, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля

давать обязательные для рассмотрения заключения на проекты нормативных правовых актов, которые затрагивают законные интересы предпринимателей;

направлять предложения о принятии таких актов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

направлять предложения Президенту (о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов, отмене актов Правительства); Правительству (об отмене или приостановлении действия НПА федеральных органов исполнительной власти), главам субъектов РФ (об отмене или приостановлении актов исполнительной власти субъектов);

приостанавливать действие ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они нарушают права предпринимателей. Такие предписания подлежат немедленному исполнению и действуют до момента вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного;

направлять в органы государственной власти и местного самоуправления свои заключения с указанием необходимых мер по восстановлению прав предпринимателей;

Читайте так же:  Ингосстрах - отзыв

направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, свои предложения об обращении с запросом о соответствии тех или иных правовых актов Конституции РФ.

обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов.

обращаться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов

направлять в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности

Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Титов Борис Юрьевич

Адрес: 127473, г. Москва, ул. Делегатская д. 7, стр. 1, офис 216

Телефон: +7 (495) 649-18-23

E-mail: [email protected]; [email protected] (пресс-служба)

Социальные сети: https://www.facebook.com/boris.titov.92; https://twitter.com/titovby

Порядок обращения с жалобами и предложениями бизнес-омбудсмену: http://ombudsmanbiz.ru/poryadok-raboty-s-obrashheniyami/#1

Книга жалоб и предложений российского бизнеса (для системных проблем): http://ombudsmanbiz.ru/kniga-zhalob-i-predlozhenij-rossijskogo-biznesa/

Общественные омбудсмены России по направлениям деятельности: http://ombudsmanbiz.ru/obshhestvennye-ombudsmeny/#1

Другие Государственные органы Российской Федерации смотрите здесь:

Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в РФ

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Титов Борис Юрьевич

Адрес: 127473, г. Москва,

ул. Делегатская д. 7, стр. 1, офис 216

Телефон: (495) 649-18-23

Центральный Федеральный округ

Москва

Комиссаров Алексей Геннадьевич

Белгородская область

Абрамов Олег Васильевич

8 910 325 20 20;

Брянская область

Адасиков Павел Александрович

Владимирская область

Субботин Александр Юрьевич

Воронежская область

Гончаров Юрий Федорович

тел./факс: (473) 277-24-87,

Ивановская область

Колесов Сергей Геннадьевич

Калужская область

Колпаков Андрей Николаевич

Раб. (4842) 57-62-77

Моб. 8 910 911 60 34

Костромская область

Галичев Сергей Вячеславович

Тел/факс: (4942) 31-57-51

Курская область

Казарин Владимир Павлович

Липецкая область

Подгорный Владимир Михайлович

Московская область

Головнев Владимир Александрович

Орловская область

Лыкин Евгений Геннадьевич

8 920 807 00 07;

Рязанская область

Бурцев Егор Викторович

Смоленская область

Ефременков Алексей Владимирович

Тел.:8 (4812) 204635

Смоленск, ул. Октябрьской революции, 14а, каб.307

Тамбовская область

Козельцев Михаил Борисович

Тверская область

Рыбачук Вадим Борисович

Тульская область

Артемьев Сергей Александрович

Ярославская область

Бакиров Альфир Фидаевич

150003, г. Ярославль, ул. Терешковой, д. 12

Телефон (4852) 78-56-01, 78-56-03

Факс (4852) 78-56-02

Дальневосточный ФО

Камчатский край

Повзнер Вадим Маркович

Приморский край

Шемилина Марина Анатольевна

Хабаровский край

Герасимов Олег Владимирович

Магаданская область

Торосянц Роберт Рафаэлович

8-914-851-79-99; +7-900-405-59-99; 8-4132-607-664

Сахалинская область

Коваленко Андрей Сергеевич

Еврейская автономная область

Макаров Николай Вениаминович

679015, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Советская, 111,

8 (42622) 4-54-13, 4-68-21, 8-914-150-16-16

Приволжский ФО

Республика Башкортостан

Гибадуллин Рафаиль Вагитович

г.Уфа, ул.Пушкина, 106, 2-й этаж, каб.№237,

Республика Марий Эл

Шакиров Амир Толгатович

424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,

ул. Эшкинина, д.10Б, офис 214.

Телефон: 8 (8362) 21-00-21

Республика Мордовия

Иванова Юлия Николаевна

Республика Татарстан

Нагуманов Тимур Дмитриевич

8 (843) 567 89 82

Самарская область

Борисов Евгений Николаевич

+7 (846) 263-43-93; 207-18-52, 8-937-798-83-52.

г. Самара, ул. Главная, д. 3/5

Удмуртская Республика

Прасолов Александр Алексеевич

Чувашская Республика

Иванов Владимир Николаевич

Кировская область

Вавилов Андрей Николаевич

8 (8332) 47-77-77; (912) 827-77-77

Нижегородская область

Солодкий Павел Михайлович

Пензенская область

Кузахметов Карим Фаридович

440025 г. Пенза ул. Московская 75

Тел./факс 8 (841-2) 595-512, 8 (841-2) 564-423

Пермский край

Белов Вячеслав Артурович

Саратовская область

Фатеев Максим Альбертович

тел. (8452) 390-467, тел./факс (8452) 390-450

410071, г.Саратов, ул. Шелковичная, 186

Ульяновская область

Сага Анатолий Георгиевич

(8-8422) 41-05-23, 41-00-89

Северо-Западный ФО

Республика Карелия

Гнётова Елена Георгиевна

+7 921-726-12-42; 67-20-53

Санкт-Петербург

Абросимов Александр Васильевич

Петрова Ольга: +7 (911) 725-39-04

Республика Коми

Бобков Игорь Янович

Архангельская область

Евменов Николай Викторович

Тел. (8182) 44-77-88.

Вологодская область

Ткачук Степан Николаевич

Калининградская область

Дыханов Георгий Яковлевич

Мурманская область

Барышев Дмитрий Дмитревич

Псковская область

Слепченко Петр Михайлович

тел: 8 (8112) 72-42-02,

факс: 8 (8112) 72-42-03

Ненецкий автономный округ

Чупров Валерий Юрьевич

Северо-Кавказский ФО

Республика Дагестан

Магомедов Башир Ибрагимович

тел. 8-8722-51-52-48; 8-8722-51-52-40

Республика Ингушетия

Хаматханов Мурат Даутгиреевич

Кабардино-Балкарская Республика

Пархоменко Юлия Викторовна

Адрес приемной: г. Нальчик, проспект Кулиева, 7, 1 этаж

Карачаево-Черкесская Республика

Рощенко Сергей Геннадьевич

Чеченская Республика

Таймусханов Анзор Салманович

Помощник Роман Елисеев тел. 8-929-889-22-68

Республика Северная Осетия-Алания

Медоев Тимур Сергеевич

тел 8 918 833 64 12

Ставропольский край

Сасин Николай Иванович

Адрес: 355025, г. Ставрополь, пл. Ленина,1

тел. (8652) 30-62-40

Сибирский ФО

Республика Алтай

Ефимов Леонид Николаевич

Тел. (388-22) 6-14-54, моб. 913-696-81-20.

Республика Хакасия

Кудашкин Василий Владимирович

Алтайский край

Нестеров Павел Аркадьевич

Красноярский край

Русских Сергей Витальевич

Иркутская область

Москаленко Алексей Алексеевич

Кемеровская область

Латышенко Елена Петровна

тел.: 8 (961) 729 27 00

Новосибирская область

Читайте так же:  Основы доходного подхода к оценке бизнеса

Вязовых Виктор Александрович

8 913 912 247 1

Уральский ФО

Курганская область

Клепинин Игорь Юрьевич

Свердловская область

Артюх Елена Николаевна

Тюменская область

Невидайло Лариса Кирилловна

(3452) 29-65-72, 29-63-88

Челябинская область

Гончаров Александр Николаевич

8 (351) 737-04-00; 737-03-00

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Белоножкина Ольга Игоревна

Ямало-Ненецкий автономный округ

Бавдурный Дмитрий Александрович

8 (349-22) 2-25-73,2-25-74; 8922-285-00-96

Южный ФО

Республика Калмыкия

Нестеров Сергей Анатольевич

моб.: 8 (961) 395-53-40

тел./ф.:8 (84722) 6-26-91

Краснодарский край

Якимчик Игорь Иванович

тел.: (861) 262-32-99; (988) 248-44-42

Астраханская область

Никитина Наиля Зинуровна

8-927-662-11-11; раб: тел,факс: 8-851-250-16-21

Волгоградская область

Ващенко Андрей Александрович

8-909-383-88-38; (8442) 54-68-91, 22-41-38; +7 (8442) 54-10-14

400010, Волгоград, ул. Качинцев, д. 63., офис 201.

Ростовская область

Дереза Олег Владимирович

тел.: (863) 240-93-59, (863) 240-80-39, 8-928-105-96-44

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fdikc.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F56%2F80px-Coat_of_Arms_of_the_Russian_Federation.svg

Уполномоченный по защите прав предпринимателей — назначаемый президентом России государственный гражданский служащий, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти. В России законодательно практически не регулируется и действует на данный момент без специальных полномочий. Официальное название должности: «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» [1] .

21 июня 2012 года на Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин объявил о своём решении назначить уполномоченным по защите прав предпринимателей главу «Деловой России» Бориса Титова [2] . Указ о назначении был подписан на следующий день, 22 июня [1] . 25 июня должность была внесена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы [3] .

Аппарат уполномоченного находится в Администрации президента РФ [4] . По сообщениям в СМИ, в штате центрального аппарата предполагается 35 человек, являющихся госслужащими [5] . При этом в октябре 2012 года, президент России Владимир Путин отметил, что аппарат омбудсмена должен быть сформирован при Общественной палате [6] .

В 2003 году в «Опоре России» было создано бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. В первую очередь, для оказания юридической помощи предпринимателям для защиты их интересов при неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления [7] [8] .

В 2010 году первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов был назначен омбудсменом по инвестициям: ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов, а также подготовку проектов соответствующих решений Правительства России [9] . Неформальным аппаратом омбудсмена Игоря Шувалова определён один из департаментов Минэкономразвития России [10] [11] (департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства [12] ). На конец 2011 года, из поступивших к омбудсмену 67 жалоб 46 было решено [11] .

С учётом опыта федерального омбудсмена, в 2011 году президентом России Дмитрием Медведевым в федеральных округах были назначены заместители полномочных представителей президента ответственными за оказание содействия бизнесу в реализации инвестиционных проектов [13] .

В декабре 2011 года на личной встрече с председателем Правительства РФ Владимирым Путиным глава «Опоры России» Сергей Борисов предложил создать институт омбудсмена для бизнеса [14] . Затем в январе 2012 года на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, под председательством президента России Дмитрия Медведева снова прозвучало предложение от «Опоры России» об учреждении должности уполномоченного по защите прав предпринимателей [15] . В Правительстве России началась проработка вопроса о создании отдельного института омбудсмена, включая определение специальных полномочий. В частности, разработкой концепции занималось Минэкономразвития России [16] , так как именно в этом министерстве был создан первый в современной России аппарат омбудсмена по защите прав предпринимателей.

24 апреля 2012 года Дмитрий Медведев, занимавший пост президента России, озвучил пять ключевых мер качественного улучшения жизни предпринимателей в России, одной из которых было введение должности прокурора или специального уполномоченного по защите прав предпринимателей [17] . Впоследствии Дмитрий Медведев наиболее активно поддерживал идею о создании структуры по защите предпринимателей в прокуратуре [18] . Ввести институт уполномоченного по правам предпринимателей предлагал и Владимир Путин, представляя программу ста шагов, которые необходимо предпринять, чтобы России поднялась со 120-го на 20-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business от Всемирного банка [19] [20] .

Кроме того, после инаугурации, президент России Владимир Путин подписал указ об экономической политике, которым определялись цели экономического реформирования, а также ряд ключевых мер по их достижению. В том числе — создание института уполномоченного (срок — декабрь 2012 года) [21] .

В мае того же года в Генеральной прокуратуре было создано спецуправление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, подчиняющееся первому заместителю генпрокурора Александру Буксману [19] . В июне 2012 года на пост руководителя этого подразделения был назначен Алексей Пухов [22] .

Таким образом, в настоящее время в государственных органах действует несколько институтов по защите прав предпринимателей: заместители полпредов в федеральных округах, управление в Генеральной прокуратуре и назначенный президентом России Борис Титов. Из этого списка осенью 2012 года вышел Игорь Шувалов, когда было отменено распоряжение председателя Правительства РФ о назначении его ответственным за координацию деятельности по рассмотрению обращений инвесторов [23] [24] .

Читайте так же:  Защита прав работника по трудовому законодательству

По официальной версии, Борис Титов был выбран на роль уполномоченного по итогам «рейтингового голосования», на основе опроса предпринимательских общероссийских организаций [25] . По данным в СМИ, решение о назначении принималось с учётом его политических заслуг. При этом мнение объединений бизнеса не учитывалось [14] .

В настоящее время, официально не объявлены функции уполномоченного. При этом по словам Бориса Титова ведётся разработка законопроекта «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей» [25] [5] . До конца 2012 года он может быть внесён в Государственную Думу президентом России [26] .

По данным открытых источников [27] , уполномоченный будет решать следующие задачи:

  • рассмотрение жалоб и защита интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе приостановка действия ведомственных нормативных актов до вынесения решений суда;
  • борьба с бюрократией, затрудняющей принятие решений по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
  • улучшение инвестиционного климата (внесение предложений в сфере предпринимательства в государственные органы власти);
  • контроль и приостановка действий чиновников для защиты прав и интересов бизнесменов;
  • участие в обсуждении законодательных актов, касающихся деятельности предпринимателей;
  • содействие в выходе предпринимателей из теневой экономики, а также снятие административных ограничителей для развития отечественного бизнеса;
  • контроль за проведением следственными органами обысков в компаниях [28] (вместе с тем, по данным из СМИ, в центральном аппарате МВД России опровергают эту информацию [29] ).

Рассматривается возможность создания региональных представительств уполномоченного, главы которых будут назначаться федеральным омбудсменом по представлению местных предпринимательских сообществ [25] .

Одновременно с созданием федеральных институтов по защите прав предпринимателей, в некоторых регионах создаются собственные механизмы по решению проблем инвесторов.

Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ

Уполномоченный по защите прав предпринимателей и его аппарат представляют собой государственный орган, который призван обеспечивать защиту предпринимательских интересов в России. Впервые о введении такого института в РФ заговорили в период президентства Дмитрия Медведева, тогда же и началось предварительное обсуждение проекта будущего нормативного акта, регулирующего статус Уполномоченного и его взаимоотношения с государственными структурами и экономически активным сектором, в профильных комитетах Государственной Думы.

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fvseobip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2Fstrahovye_vznosy-500x300

Впервые же должность Уполномоченного на федеральном уровне была введена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года N879, который сам по себе стал началом реализации знаменитых “майских Указов” Президента В.В. Путина. В указе не раскрывались особенности статуса лица, назначенного в качестве Уполномоченного, но был назван сам человек, который должен был занять данный ответственный пост. Им стал Борис Титов, крупный предприниматель, долгое время успешно возглавлявший компанию ОАО “Абрау-Дюрсо”, сделав ее самой успешной в своем сегменте рынка по продаже игристых вин.

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fvseobip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2Ftitov-250x166

Детальное законотворчество относительно деятельности Уполномоченного было завершено принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года N78-ФЗ “Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ”. Данный нормативный акт обозначил статус Уполномоченного, отнеся его к государственным служащим Администрации Президента и наделив его аппаратом помощников, необходимым для реализации им своих функций.

С 1 января 2015 года статус был изменен: Уполномоченный и его аппарат стали государственным органом, самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из федерального бюджета, который призван обеспечивать соблюдение законных интересов и прав предпринимателей, не допускать произвола органов публичной власти и ее представителей в отношении предпринимательского сектора. С принятием закона регионы также получили право вводить у себя аналогичные должности.

Далеко не каждый человек, пусть даже и грамотный специалист и отличный предприниматель, может претендовать на столь высокий пост. Законодатели установили возраст, с которого можно становиться Уполномоченным, 30 лет, установили образовательный ценз – обязательно наличие высшего образования. Срок полномочий данного государственного служащего составляет 5 лет, с правом продления еще на 5 лет.

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fvseobip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2Fobyazannocti-250x166

Президент, с учетом мнения предпринимательского комьюнити, самостоятельно назначает кандидата на должность; он же может досрочно завершить полномочия конкретного лица, занимающего пост Уполномоченного, например, в связи с утратой доверия или по другой существенной причине.

Уполномоченному по защите прав предпринимателей должна быть присуща независимость от бизнес-структур и от властного сообщества: он не имеет права заниматься коммерцией в любом виде, не может занимать посты в публичных органах власти. Кроме того, он хоть и вправе состоять в общественных или политических объединениях, но в своей деятельности не может руководствоваться решениями таких социальных образований. В данном случае можно говорить об определенном конфликте интересов: нынешний омбудсмен по правам предпринимателей состоит в правящей партии, и получается, что ее решения в любом случае могут существенно повлиять на определенные действия Уполномоченного. При этом по состоянию на сегодняшний день резонансных решений Борис Титов не принимал, что свидетельствует о его самостоятельности и состоятельности в качестве омбудсмена.

Читайте так же:  Заключение трудового договора по совместительству

Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. Ежегодно он должен отправлять главе государства отчет о своей деятельности, а помимо этого давать оценку развитию и условиям осуществления активной экономической деятельности в стране, предоставлять разработки относительно нововведений, которые позволят улучшить ситуацию в предпринимательском секторе.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fvseobip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2FStructura-250x166

Аппарат Уполномоченного постоянно осуществляет мониторинг ситуации в секторе частного предпринимательства. Но не один орган не способен реагировать на каждое нарушение, касающееся прав бизнесменов. Поэтому законом предусмотрено, что основным способом взаимодействия представителей бизнес-сообщества и Уполномоченного на их защиту, является производство по жалобам предпринимателей. Она может быть направлена как в письменной форме (письмом), так и выражена на личном приеме. Возможна и ее отправка по электронным каналам связи – при помощи сети Интернет.

Решение о рассмотрении поступившей бумаги принимается в течение 10 дней со дня ее регистрации в органе. В течение последующих 3 дней заявитель должен быть уведомлен о решении Уполномоченного. Если принимается положительное решение, то омбудсмен переходит к непосредственному решению поставленной перед ним проблемы и о промежуточных или итоговых результатах своей работы в этом направлении он обязан уведомить предпринимателя, подавшего жалобу, не менее 1 раза в 2 месяца.

Отказаться от рассмотрения жалобы омбудсмен может в ограниченном числе случаев:

  • бумага составлена неадекватно – невозможно понять суть проблемы или жалоба является попросту нечитаемой;
  • ответ на вопрос, поставленный в жалобе, уже был дан омбудсменом ранее, если только в бумаге не содержатся новые дополнительные сведения по освещенной проблеме;
  • в ответе будет содержаться тайна (государственная, коммерческая или иная).

Возможности омбудсмена при рассмотрении жалобы и последующие действия

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fvseobip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2Fshema-250x166

Уполномоченный наделен массой прав, которыми он может воспользоваться для наиболее качественной помощи обратившимся предпринимателям. В частности, закон наделил его следующими правомочиями:
  • беспрепятственным получением любых сведений, в том числе и письменных материалов в органах и от должностных лиц, наделенных публичной властью любого уровня;
  • беспрепятственным посещением любых органов государства и местной власти при предъявлении удостоверения;
  • без особого разрешения администрации исправительных учреждений и органов следствия посещать предпринимателей, замешенных в экономических преступлениях (мошенничестве, неуплате налогов и др.);
  • получать от осужденных или обвиняемых бизнесменов жалобы без цензуры в запечатанном пакете, т.е. свободные от досмотра в силовых структурах, осуществляющих уголовное преследование;
  • участвовать в проверках (например, совместно с полицией или антимонопольной службой);
  • выносить предписания о приостановлении действия актов, нарушающих права предпринимателей, как нормативных, так и индивидуальных, с одновременным обращением в суд для признания такого акта недействительным;
  • другими специальными полномочиями.

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф proxy?url=https%3A%2F%2Fvseobip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2Fzapolnenie1-250x166

Ответы, необходимые Уполномоченному для разрешения вопросов по конкретному заявлению предпринимателя, должны быть направлены из соответствующих органов или организаций в течение 15 дней с момента обращения.

По результатам проведения всех необходимых мероприятий омбудсмен должен составить для обратившегося бизнесмена окончательный ответ и совершить иные действия, направленные на финальное разрешение проблемы предпринимателя: обратиться в суд с заявлением, передать жалобу должностному лицу, который уполномочен на работу с ней сообразно своей компетенции, направить обращение о привлечении лиц, нарушающих права бизнесменов, к ответственности.

Содержание жалобы Уполномоченному по защите предпринимателей

В достаточно сложном мире современного предпринимательства не каждый может защитить и отстоять свои интересы надлежащим образом. Отдельные должностные лица, а иногда и судьи не желают вставать на защиту бизнесмена, а напротив, всячески ущемляют его права.

Поэтому очень важно уметь пользоваться альтернативными способами защиты, и знание того, как правильно подать жалобу бизнес-омбудсмену, лишним не будет.

Уполномоченным в 2013 году был утвержден порядок подачи жалоб ему предпринимателями. В жалобе в обязательном порядке указывается, каким образом и какие именно права бизнесмена или их группы были нарушены, кем были допущены нарушения этих прав и какими действиями (бездействием) или актами, что может послужить решением проблемы, и какие действия предпринял сам предприниматель для защиты своих интересов.

Если в жалобе содержится просьба к омбудсмену об обращении в суд за защитой конкретного представителя предпринимательства, то необходимо указать причины того, почему он сам не может этого сделать. Причины должны быть уважительными.

Такие же правила актуальны и при обращении к региональным Уполномоченным по правам предпринимателей. Единственным отличием является суть требований в жалобе: она не должна распространяться на решения и действия федеральных органов всех ветвей власти. С такими заявлениями можно обращаться только к Уполномоченному по правам предпринимателей РФ.

Изображение - Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в рф 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here