Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Право оперативного управления на объекты недвижимости: порядок регистрации

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом 4-4-300x200

Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако простой передачи для возникновения законного права использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.

По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом 2-6-300x200

Регистрация права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 2

Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости. Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи. Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление. Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом 3-6-300x200

Порядок регистрации права на управление объектами недвижимости. Фото № 3

Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.

Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию. При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

Читайте так же:  Как открыть зоомагазин с нуля инструкция

Право оперативного управления объектами недвижимости является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра. Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия оперативного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.

О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом 4a0udJLYSsmRIbWEpCDWPWZRKuOS3pCxRLQbyuY4

Государственная регистрация права оперативного управления

Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя. Также можно представить документы через многофункциональный центр или с помощью официальных интернет-ресурсов: портала госуслуг или сайта Росреестра.

Сформировать заявление в электронном формате можно на данной странице сайта Росреестра. В рассматриваемом случае при выборе цели обращения в представленной форме выбирается пункт «Регистрация иного вещного права» и из выпадающего списка далее — «Права оперативного управления».

Заявителем в данном случае по общему правилу выступает юрлицо, получающее названное вещное право (подп. 1 п. 3 ст. 15 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Срок предоставления услуги составляет максимум (п. 1 ст. 16 указанного закона):

  • 7 рабочих дней, если документы подавались непосредственно в регистрирующий орган;
  • 9 рабочих дней при представлении документации через многофункциональный центр;
  • 3 рабочих дня — на основании заверенных нотариусом документов;
  • 1 рабочий день, если указанные в предыдущем пункте списка документы представлены в электронной форме.

Более подробно с содержанием данного вещного права можно ознакомиться с помощью статьи Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины

За предоставление данной услуги взимается госпошлина в размерах, регламентированных подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ. С учетом того, что получателями данной услуги являются юрлица, сумма пошлины составляет 22 000 руб.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Госпошлина за госрегистрацию права оперативного управления недвижимостью, находящейся в муниципальной или госсобственности, не взимается (подп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Перечень документов для регистрации права оперативного управления

Список необходимых документов для получения данной госуслуги:

  1. Заявление (рекомендуем ознакомиться с правилами его заполнения, см. приказ Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920).
  2. Документы — основания возникновения права. К ним относятся (п. 1 ст. 17 закона «О госрегистрации»):
    • акт или иной распорядительный документ собственника о закреплении имущества за бюджетной организацией;
    • договор оперативного управления, если имущество передавалось на основании соответствующей сделки.
  3. Документы, подтверждающие личность (например, паспорт) и полномочия представителя правообладателя (например, доверенность, приказ и т. д.).
  4. Учредительная документация юрлица.
  5. Документ, подтверждающий передачу недвижимого имущества (например, акт приема-передачи).
  6. Документ, подтверждающий закрепление имущества за бюджетным предприятием или приобретение права на него иным способом (договор, решение суда и т. д.).

Предоставление выписки из ЕГРЮЛ со стороны заявителя необязательно — Росреестр может сам запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия в ФНС.

Итак, госрегистрация рассматриваемого в статье вещного права осуществляется на основании заявления правообладателя Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии. Общий срок проведения процедуры — до 10 рабочих дней. Госпошлина не уплачивается, если в оперативное управление передается имущество из муниципальной или госсобственности.

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Государственная услуга по регистрации права оперативного управления по состоянию на 2018 год не имеет утвержденного административного регламента, поэтому регулирование процедуры ее предоставления несколько осложнено по сравнению с большинством других государственных и муниципальных услуг. Подробно о порядке регистрации сделок с недвижимостью, в том числе прав оперативного управления, можно прочитать в соответствующей статье.

В отсутствие единого документа, хотя бы в общем виде определяющего рассматриваемый вопрос, источниками его правового регулирования выступают следующие нормативные правовые акты:

  • Гражданский кодекс (в частности, ст. 113, 123.21–123.23, 131 и 297–300);
  • закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ;
  • приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм заявления…» от 08.12.2015 № 920;
  • приказ Минэкономразвития «Об установлении порядка и способов уведомления органом регистрации прав заявителя о приеме заявления…» от 15.03.2016 № 127.

Также нормы права, регулирующие вопросы направления заявки, предоставления услуги, принятия решения по представленному заявлению и направления результата услуги заявителю, содержат иные подзаконные акты, в том числе приказы упомянутого министерства.

Основанием предоставления Росреестром услуги по государственной регистрации права оперативного управления является поступившее от юридического лица заявление. Этот документ имеет форму, которая утверждена указанным выше приказом Минэкономразвития № 920.

Юридическое лицо должно приложить к заявлению следующие документы:

  • удостоверение личности представителя организации-заявителя (как правило, общегражданский паспорт россиянина);
  • подтверждающие полномочия представителя заявителя документы (доверенность, оформленная надлежащим образом, приказ о назначении на должность);
  • устав компании;
  • решение собственника недвижимого имущества о передаче его на праве оперативного управления (при этом каждый объект должен быть отражен отдельно с указанием признаков, позволяющих его индивидуализировать);
  • иные документы — основания для регистрации права оперативного управления (решение судебного органа, разрешение на ввод в эксплуатацию и пр.);
  • акты приема-передачи, свидетельствующие о фактической передаче недвижимого имущества казенному предприятию или учреждению любой предусмотренной законом формы собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • выписка из ЕГРЮЛ.
Читайте так же:  Как получить автокредит без каско инструкция и советы

Два последних документа представляются заявителем по собственной инициативе, т. е. их непредставление не может служить основанием для отказа в приеме заявления и оказании услуги. Выписка из ЕГРЮЛ получается территориальным органом Росреестра самостоятельно, посредством межведомственного взаимодействия. Информация об уплате пошлины поступает к регистратору от органов федерального казначейства.

Регистрация оперативного управления на объекты недвижимости может быть осуществлена при передаче документов несколькими способами:

  1. Лично при непосредственном визите заявителя или его представителя в офис территориального отделения Росреестра.
  2. Путем почтового отправления (для возможности отслеживания необходимо направлять письма заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
  3. Через многофункциональный центр, предоставляющий данную услугу.
  4. С помощью специального сервиса на сайте Росреестра (для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись на сайте «Госуслуги»). Информация о регистрации доступна по адресу.

Каковы сроки регистрации и получения результата, выдается ли свидетельство о государственной регистрации?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 закона № 218-ФЗ срок оказания рассматриваемой государственной услуги по общему правилу не может превышать 7 дней с момента, когда заявка была зарегистрирована в органе Росреестра. Данный срок измеряется рабочими днями, к которым относятся дни с понедельника по пятницу.

При положительном рассмотрении заявления физическому или юридическому лицу направляется указанным в заявке способом выписка из Единого государственного реестра недвижимости с регистрационной записью. Также заявителю направляются подлежащие возврату документы, поданные вместе с заявлением.

Свидетельство о государственной регистрации оперативного управления не выдается. Выписка из ЕГРН является достаточным подтверждением наличия права оперативного управления.

Итак, государственная услуга по регистрации права оперативного управления на недвижимые объекты оказывается в отсутствие утвержденного административного регламента. При этом основанием оказания услуги служит заявление, к которому необходимо приложить пакет документов, указанный в статье. Срок получения результата не должен превышать 7 рабочих дней. Документом, подтверждающим право оперативного управления, служит выписка из ЕГРН, выдаваемая заявителю.

Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.

Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%BC-%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом info

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом %D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Читайте так же:  Как сделать запись в трудовой книжке о переводе

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
  • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
  • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
  • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
  • удостоверение личности заявителя;
  • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
  • правоустанавливающие бумаги на помещение;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом info

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом %D0%9A%D1%82%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B2-%D0%95%D0%93%D0%A0%D0%9F

Обратиться в госорган с заявлением о регистрации права могут исключительно определённые категории лиц, а именно:

  • правообладатель;
  • законный представитель владельца помещения;
  • нотариус, занимающийся нотариальным удостоверением сделки, на основании которой образовалось данное право;
  • юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

Отправить документацию возможно как в отделение ЕГРП, так и МФЦ (лично, почтовым отправлением, через веб-сайт (https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10002442410_.html#!_description) или через представителя).

Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо выписки из ЕГРП не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.

При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом info

Вместо данного документа оформляется соответствующая выписка из ЕГРП, обладающая аналогичной юридической силой. При этом имеющиеся у владельцев свидетельства о праве собственности не требуется заменять, так как они сохраняют прежнюю силу. Кроме этого, изменения не коснулись самого регистрационного процесса и стоимости государственных пошлин.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Отражение в бухгалтерском учете недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления

Автор: А. Павелин

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.07.2015 № 02-06-10/40377.

В комментируемом Письме от 14.07.2015 № 02-06-10/40377 Минфин разъясняет вопрос отражения в бухгалтерском учете недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления.

Исходя из ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Иными словами, все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям Гражданского кодекса. Собственником имущества учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, то есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью. Земельный участок, необходимый учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральной собственностью). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. В статье мы поговорим о бухгалтерском учете объектов недвижимости бюджетных учреждений.

Согласно п. 34 Инструкции № 157н[1] принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется, если иное не установлено обозначенной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

Принятие к учету и выбытие объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

Читайте так же:  Вот как подорожает полис осаго с 1 сентября 2019 года

Исходя из п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н объекты недвижимости принимаются к учету в качестве основных средств. Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).

В комментируемом письме Минфин отмечает, что отражение объектов основных средств на счете 0 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» до государственной регистрации соответствующего права Инструкцией № 157н не предусмотрено. Вместе с тем в Письме от 08.11.2013 № 02-06-10/47867 финансовое ведомство указывало, что отсутствие свидетельства о государственной регистрации при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости не является основанием для неотражения названного объекта в бюджетном учете на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000.

Порядок формирования фактических вложений при определении первоначальной стоимости объекта основного средства на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» определен п. 47 Инструкции № 157н. Так, в целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства.

Затраты на содержание указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), нужно отражать на соответствующих счетах счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом:

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

Для регистрации права оперативного управления на недвижимость нужно:

Шаг 1. Подготовить пакет документов

Шаг 2. Определить, кто будет подавать документы

Шаг 3. Выяснить, куда представлять документы

Шаг 4. Подать документы

Шаг 5. Получить свидетельство о госрегистрации права на недвижимость или выписку из ЕГРП

Какие документы нужны для регистрации

Документы, необходимые для регистрации права оперативного управления, предусмотрены ст. ст. 16 и 18 Закона о регистрации недвижимости и Административным регламентом по регистрации недвижимости.

Госпошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается. Следовательно, документ об уплате госпошлины не представляется.

Документы на недвижимость

Законом заключение данного договора не предусмотрено, однако на практике регистрирующие органы могут потребовать представить его.

Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для учреждения или казенного предприятия крупной, представляется также документ, подтверждающий ее одобрение. При совершении сделки в рамках проведения закупки для государственных нужд рекомендуем представить документы, которыми оформляется завершение процесса определения поставщика при конкурентных способах закупки (например, протокол подведения итогов).

В случае когда объект построен по заключенному до 01.01.2011 договору на строительство или реконструкцию, который предусматривает привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади объекта между сторонами договора, необходимо представить также подлинник и копию документа, подтверждающего исполнение сторонами принятых обязательств (ст. 24.2 Закона о регистрации недвижимости).

Созданное недвижимое имущество, за исключением случаев регистрации на основании декларации, заявитель должен заранее поставить на кадастровый учет. Иначе права на это имущество не могут быть зарегистрированы. По той же причине должен быть учтен участок, на котором возведен такой объект. Исключением здесь также является регистрация по декларации и случай, если право на земельный участок ранее зарегистрировано.

Хотя регистратор должен запрашивать это разрешение у органа, уполномоченного его выдавать, рекомендуем представить данный документ.

Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано.

Документ о полномочиях представителя на подачу заявления

Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то для подтверждения его полномочий необходимы учредительные документы либо их копии, заверенные нотариусом или самим руководителем.

Читайте так же:  Налоговая карточка по форме 1-ндфл и её заполнение в 2019 году

Рекомендуем также представить приказ, распоряжение или иной документ о назначении руководителя, однако требовать его регистратор не вправе.

Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности.

Доверенность от учреждения или казенного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Доверенность от учреждения, которое является органом власти, или от органа, осуществляющего полномочия собственника, нотариально не удостоверяется, если составлена на бланке органа и скреплена печатью и подписью руководителя.

В случаях, когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.

Лицо, подающее документы, должно также представить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то к ним прилагается копия документа, удостоверяющего личность.

Документы юридического лица

Учреждение или казенное предприятие представляет устав или положение, если иное не предусмотрено законодательством. Могут быть поданы:

– подлинник и копия;

– нотариально удостоверенная копия;

– копия, заверенная лицом, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности, – если документы представляет такое лицо.

Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем представить следующие документы учреждения или казенного предприятия:

– свидетельство о госрегистрации юридического лица;

– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

– информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;

– документ о назначении руководителя.

Кто представляет документы на регистрацию

Документы на регистрацию права на имущество, которое передано в оперативное управление собственником, может подать как представитель собственника, так и представитель учреждения или казенного предприятия.

Если объект недвижимости построило само учреждение или казенное предприятие, подавать документы может только его представитель.

В случае когда объект приобретен по сделке, заявление подается представителем учреждения или казенного предприятия совместно с представителем другой стороны такой сделки.

(П. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости.)

Куда представляются документы

Рекомендуем подавать документы по месту нахождения недвижимости, хотя не запрещается представить их в любой офис приема. В территориальном управлении Россреестра можно уточнить, в какую из организаций нужно подавать документы: органы Росреестра, кадастровую палату или МФЦ. Необходимо иметь в виду, что в Росреестр нельзя представить документы только в Республике Северная Осетия – Алания, Алтайском и Красноярском краях, Воронежской, Владимирской и Костромской областях, Еврейской автономной области в связи с передачей функции по приему документов кадастровой палате.

Если объект недвижимости расположен на территории более чем одного округа, документы подаются в центральный аппарат Росреестра.

Как представить документы

Документы можно подать одним из трех способов:

лично представителем предприятия или собственника в офисе приема;

Лицо, принявшее документы, обязано выдать расписку в их получении. Она должна содержать перечень документов, а также дату и время приема с точностью до минуты (п. 217 Административного регламента по регистрации недвижимости). Рекомендуем предъявлять расписку при выдаче документов (п. 289 Административного регламента по регистрации недвижимости).

Документы отправляются в Росреестр, территориальный орган Росреестра, его отдел или филиал кадастровой платы заказным письмом с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Установлены следующие специальные требования к составу и форме документов:

1) необходимо нотариально заверить подпись лица на заявлении, а также доверенность заявителя;

2) к пакету документов нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность заявителя;

3) следует нотариально заверить сделку, на основании которой возникает право, и доверенность, если эта сделка совершена представителем, действующим на основании доверенности.

с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Документы в электронной форме направляются через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), через официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru), посредством веб-сервисов. При этом применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 723).

В какой срок проводится регистрация и чем она удостоверяется

Срок регистрации по общему правилу составляет 10 рабочих дней, в случае регистрации по нотариально удостоверенным документам – три рабочих дня.

По истечении срока регистрации заявитель вправе по своему выбору получить свидетельство о государственной регистрации права или выписку из ЕГРП. При этом нужно иметь в виду, что свидетельство оформляется только на бумажном носителе (п. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости).

Изображение - Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here