Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступаю к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

Главная функция посредника – оказание помощи сторонам спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основании конструктивного диалога. Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства и методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, оперативно и чутко реагировать на смену настроения участников переговоров.

Как заметил проф. И. Я. Киселев, успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника. Он должен завоевать авторитет у сторон, их полное доверие, создать у них твердое убеждение в том, что он порядочен, независим, беспристрастен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В роли посредника может выступать любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации органа Федеральной службы по труду и занятости.

В соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 58, орган Федеральной службы по труду и занятости в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно должен составлять списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

О назначении конкретного лица посредником стороны уведомляются в письменной форме.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Как правило, посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами спора.

За рубежом посредник каждый раз применяет особый подход, стратегию и тактику. Техника примирительно-посреднической процедуры на Западе отражает достижения прикладной социологии, психологии труда, конфликтологии; учитывает данные и методику других наук: экономики, этики, физиологии, антропологии; используется приемы, доказавшие эффективность при осуществлении торгового и международного сотрудничества.

В ходе переговоров посредник не вправе оказывать давление на стороны спора при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Посредник имеет следующие права:

  • – запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;
  • – в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • – предлагать возможные варианты разрешения спора;
  • – подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участие посредника осуществляется на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами спора согласованного письменного решения или составлением протокола разногласий.

Читайте так же:  Как перейти на енвд при регистрации ип

Согласованное решение представителей сторон спора и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон спора и посредника и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, который подписывается представителями сторон и посредником.

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Ст 403 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Посредничество является одной из примирительных процедур. Особенность этой процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо – посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

Как утверждается в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58 (Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8), главной функцией посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

2. Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой независимый специалист.

3. В международной практике различают принудительное и добровольное посредничество. При первом стороны должны участвовать в проведении переговоров, самой процедуре посредничества. При втором они рассматривают лишь предложения посредника. В соответствии с этой классификацией российскую процедуру посредничества скорее надо отнести к принудительной: законодатель предусматривает, что коллективный трудовой спор рассматривается “с участием посредника”, т.е. стороны являются непосредственными участниками указанной процедуры.

4. Представители работодателя (работодателей) и работников вправе пригласить для посредничества любое лицо, не заинтересованное в исходе дела, компетентное и пользующееся доверием обеих сторон. Можно воспользоваться и услугами государственного органа, на который возложена обязанность оказывать сторонам содействие в организации примирительных процедур (см. коммент. к ст. 407).

5. В связи с тем, что посредник играет значительную роль в урегулировании существующих разногласий, к его личным качествам и профессиональным навыкам предъявляются повышенные требования. Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров (приложение N 4 к Рекомендациям N 58), также акцентирует внимание на их личных качествах и этике поведения в ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость признания сторонами компетентности, объективности, беспристрастности и независимости посредника.

Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства, методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения участников переговоров. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя пошутить, снять напряженность. Обращается внимание и на соблюдение этических правил. Конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Читайте так же:  Производство поддонов - один из самых простых и выгодных видов бизнеса

Позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться одной стороне без предварительного согласия другой или лица, передавшего информацию.

Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

6. Порядок привлечения посредника к рассмотрению спора Трудовым кодексом не регламентирован. Единственное требование, предусмотренное ст. 403, состоит в необходимости достижения соглашения сторон.

Соглашение должно быть достигнуто: а) относительно использования процедуры посредничества; б) относительно того, каким способом будет избран посредник (по рекомендации государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров или независимо от него); в) относительно конкретной кандидатуры; г) о порядке разрешения спора с участием посредника.

Рекомендации N 58 советуют оформить протоколом соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с будущим посредником и руководителем организации, в которой он работает.

Протокол составляется представителями сторон коллективного трудового спора. Его примерная форма предусмотрена приложением N 1 к Рекомендациям N 58.

7. В том случае, когда для подбора кандидатуры посредника стороны решили обратиться к содействию государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, они выбирают посредника из списка лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников. В списке содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве кандидатов, их возрасте, образовании, месте работы, специальности и занимаемой должности, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров (п. 7 Рекомендаций N 58).

8. Если в срок до 3 рабочих дней с момента обращения в государственный орган по урегулированию коллективного трудового спора стороны не могут выбрать посредника, они должны приступить к созданию трудового арбитража.

9. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законодательством не установлен. Это прерогатива сторон и самого посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

В ходе переговоров посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора. Посредник не только организует активное обсуждение спорных вопросов, способствует достижению компромиссных решений, но и выдвигает собственные предложения.

Посредник должен искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать их к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе (приложение N 4 к Рекомендациям N 58).

Неформальный характер посредничества способствует созданию непринужденной, спокойной атмосферы конструктивного диалога.

10. Трудовой кодекс закрепляет право посредника на получение от сторон коллективного трудового спора необходимых документов и сведений, касающихся существующих разногласий.

Посредник в соответствии с Рекомендациями N 58 обладает также правом:

  • проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  • подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии (п. 12 Рекомендаций).

Он обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах (п. 13 Рекомендаций).

11. На период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник освобождается от основной работы с сохранением среднего заработка (см. коммент. к ст. 405).

12. Срок деятельности посредника ограничивается 7 рабочими днями с момента его приглашения (назначения). Этот срок по соглашению сторон может быть продлен (см. коммент. к ст. 401).

13. Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе (приложение N 2 к Рекомендациям N 58) фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, обращение в службу и создание трудового арбитража).

Следует отметить, что Рекомендации N 58 (приложение N 3) ориентируют стороны на продолжение примирительных процедур, т.е. обращение в Службу для создания трудового арбитража, хотя ТК допускает и двухэтапное примирение (примирительная комиссия – посредник).

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ в статью 403 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 403 ТК РФ

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58

Читайте так же:  Порядок действий при невыплате расчета работодателем при увольнении

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника для урегулирования имеющихся между ними разногласий. Приглашение посредника является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. Хотя в установленных законодательством случаях приглашение посредника является основанием для освобождения сторон коллективного трудового спора от обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58. Посредник определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора. В случае необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Как уже отмечено, кандидатура посредника должна быть определена соглашением сторон коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней после окончания рассмотрения возникших разногласий примирительной комиссией.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в урегулировании коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого дана в качестве приложения N 1 к указанным Рекомендациям. Данный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора. Если стороны коллективного трудового спора не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то в этом протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Законодательство не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор. В качестве посредника может быть привлечен работник другой организации, что предполагает заключение соответствующего соглашения с ним и руководителем организации, в которой он работает. Общая продолжительность участия посредника в урегулировании коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году. Данное положение не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянной работы.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к урегулированию коллективного трудового спора в качестве посредника, может быть осуществлена по соглашению его сторон. При этом за посредником может быть сохранена средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также компенсированы расходы по проезду, проживанию, суточные расходы.

Посредник имеет право: 1) запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора документы и сведения, касающиеся возникших при его ведении разногласий; 2) проводить в случае необходимости совместные и раздельные заседания представителей сторон коллективного трудового спора; 3) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 4) подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при его участии.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением его сторон с участием приглашенного ими посредника. Посредник призван оказать помощь сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию возникших разногласий на основе конструктивного диалога. В п. 6 названных Рекомендаций говорится о том, что посредником может быть любой независимый специалист. Данная формулировка не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор, поскольку способность посредника выступить в качестве независимого специалиста при урегулировании возникших разногласий определяется сторонами данного спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника должно быть проведено в течение семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). В случае необходимости по соглашению сторон коллективного трудового спора и получения согласия посредника этот срок может быть продлен, что также следует оформлять протоколом, подписываемым полномочными представителями работников и работодателя, а также посредником. Данное соглашение может быть отменено по волеизъявлению его сторон.

Читайте так же:  Унифицированная форма трудового договора

Согласованное решение сторон коллективного трудового спора, принятое с участием посредника, оформляется протоколом совместного заседания полномочных представителей его сторон и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Названный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем должны быть зафиксированы конкретные меры по урегулированию возникших разногласий, а также указано на прекращение коллективного трудового спора в связи с их урегулированием.

В том случае, если разногласия, составляющие предмет коллективного трудового спора, полностью не разрешены, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 3 к названным Рекомендациям. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

Посредник в трудовых спорах и порядок примирения с его участием

Конфликты и разногласия между начальством и наемными работниками могут возникнуть в любой организации. Самые «болевые» точки — это вопросы размера и выплаты заработной платы (в т.ч. невыплаты, задержки и компенсации за такую задержку), режима и условий труда.

Порой коллективный спор набирает такие обороты, что все попытки решить его самостоятельно не приносят результатов. Тогда закон предлагает пригласить на помощь специального посредника. Кто это такой и чем он может помочь в разрешении сложного конфликта? Если интересно, прочитайте об этом в нашей статье.

Когда и зачем нужен посредник в трудовом споре? Все ответы можно найти в Трудовом кодексе. В дополнение к его статье 403 Минтрудом РФ были выпущены Рекомендации о том, как организовать сам процесс примирения с помощью посредника.

Приглашение такого посредника предусматривается в случае, если:

  • вспыхнул трудовой спор между работодателем и целой группой работников (коллективный спор);
  • работники письменно изложили свои требования к руководству, причем не меньше половины всех работающих поддержали эти требования;
  • работа специально созданной для примирения враждующих сторон комиссии оказалась безрезультатной.

При таком положении дел стороны конфликта могут пригласить постороннего человека для целей его урегулирования. По закону этот шаг исключительно добровольный. Если кто-то из участников спора с этим не согласен, придется рассматривать его сразу в трудовом арбитраже.

Специфика трудовых споров такова, что о назначении посредника стороны тоже должны договориться. Если это удалось, значит, у участников действительно есть намерение разрешить конфликт, а не нагнетать ситуацию и дальше.

Посредник в примирительных процедурах

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2FPosrednikv-primiritelnyh-protsedurah

Кандидатура посредника играет ключевую роль в процедуре примирения. Успех этой затеи определяется и личными качествами приглашенного лица, и его профессиональными знаниями, и даже немного навыками психолога. Вообще жестких требований ни ТК РФ, ни Рекомендации Минтруда к потенциальным посредникам не предъявляют. Ни в одном из этих документов не сказано, что, к примеру, он должен быть обязательно юристом или иметь высшее образование. Из совокупного анализа этих нормативных документов можно выделить просто критерии, которыми следует руководствоваться при выборе такого человека.

Итак, в качестве посредника в коллективном трудовом споре стоит пригласить человека, который:

  • как минимум уже достиг совершеннолетия;
  • имеет соответствующее образование (юрист, психолог, специалист по кадрам или специалист в сфере деятельности предприятия);
  • обладает практическим опытом в сфере урегулирования похожих конфликтов, так как он не просто слушает стороны, а еще и предлагает свои варианты решения спора;
  • не зависим ни от одной из сторон (не связан рабочими или личными отношениями).

Едва ли не самое важное личное качество посредника – его порядочность. Он ни при каких условиях не должен разглашать коммерческую тайну предприятия, передавать конфиденциальные сведения от одного участника к другому без их согласия, тем более принимать подарки или деньги от сторон.

Участники спора могут подобрать такого специалиста самостоятельно или обратиться для этого в службу занятости, которая ведет списки людей, рекомендуемых в качестве посредников.

Читайте так же:  Заключение заработная плата

Если по кандидатуре посредника стороны не смогли прийти к компромиссу, процедура, естественно, не состоится.

Как выбирают посредника

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2FKak-vybirayut-posrednika

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника

Как именно организовать рассмотрение коллективного спора с посредником, стороны решают сами. Но некоторые общие для всех правила все же есть.

Весь процесс решения коллективного трудового конфликта с участием посредника должен сопровождаться оформлением следующих документов:

  1. Соглашение на рассмотрение возникшего спора с помощью посредника – двусторонний документ, фиксирующий согласие обеих сторон пригласить посредника.
  2. Протокол о согласовании конкретной кандидатуры посредника (оформляется как результат заседания представителей участников конфликта).
  3. Соглашение о порядке рассмотрения спора с посредником (стороны по закону сами решают, как именно будет проходить процесс, сколько заседаний, совместные или по отдельности, регламент выступлений, другие организационные моменты). Письменная форма законом в качестве обязательной не предусмотрена, но способна существенно упростить совместную работу посредника и сторон спора.
  4. Протокол о продлении срока примирения с участием посредника (если в законные сроки не уложились).
  5. Итоговый документ (подписывается и сторонами и самим посредником:
    • протокол об урегулировании спора с фиксацией в нем конкретных условий, о которых стороны договорились;
    • протокол разногласий (если помощь посредника оказалась неэффективной).

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2FReshenie-posrednika

Важная особенность всех примирительных процедур для коллективного трудового спора – это установление довольно сжатых сроков на принятие решений. Иначе любой конфликт может растянуться на длительное время. Для примирения с помощью посредника законные сроки таковы:

  • на принятие решения позвать посредника – 1 рабочий день;
  • на выбор кандидатуры и ее согласование сторонами – 2 дня;
  • на саму процедуру примирения у посредника с участниками есть от 3 до 5 рабочих дней в зависимости от уровня конфликта (в пределах одного предприятия, целой отрасли или даже региона). Можно совместно решить этот срок увеличить. Так, Минтруд в своих Рекомендациях предлагает сторонам успеть договориться за неделю и даже больше. У такого подхода есть своя логика – лучше подольше, но прийти к согласию, чем в спешке начинать следующую процедуру.

Если у сторон есть желание решить спор и продолжить работать, договорить за это время можно. Главное, не растрачивать его на взаимные обвинения и пустые речи.

Повторимся, что обязательных предписаний на этот счет нет. Посредник должен и выяснить точные требования и цели сторон коллективного спора, и разобраться в фактических обстоятельствах проблемы.

Для этой цели он вправе:

  • изучить все возможные бумаги, включая и письменные требования работников, и протоколы заседаний комиссии по примирению и все имеющие отношение к спору документы. В интересах обеих сторон оперативно их предоставить для изучения.
  • организовывать заседания и совещания для обсуждения требований и вариантов решения проблемы, причем не обязательно сразу с участием обеих сторон. Допускается собирать работников и работодателей по отдельности. Если спор достиг определенного накала страстей, на начальном этапе это наиболее оптимальный вариант.

Возможны и другие форматы совместной работы, главное, это их результативность. В итоге должны быть выработаны договоренности по всем разногласиям и оформлены в виде протокола.

Вы можете скачать:

Протокол разногласий сторон спора и посредника (образец)

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F2018-09-21_result-150x150

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F2018-09-21-1_result-150x150

Протокол заседания представителей сторон о рассмотрении спора с участием посредника

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F2018-09-21-2_result-150x150

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F2018-09-21-3_result-150x150

Хотя решать коллективный спор с посредником стороны не обязаны, но раз такое решение было принято, все достигнутые договоренности обязательны для исполнения участниками. Иначе какой смысл тогда во всей этой процедуре.

Для тех же, у кого семь пятниц на неделе (сначала согласился, потом передумал выполнять), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 тыс. руб.

Рекомендации Минтруда на тему участия посредника в таких спорах имеют прямую практическую пользу. В Приложениях к ним приведены примерные формы всех протоколов, что существенно облегчает оформление документов в процессе примирения сторон.

Разрешить спор между работниками и их начальством своими силами сложно. Слишком велико влияние собственных амбиций, накопившегося раздражения и других личных обид. Поэтому независимый посредник – идеальный вариант для объективного рассмотрения и поиска действительно взаимовыгодного решения.

Закон к проведению этой процедуры очень лоялен: жесткой процедуры и строгих рамок не установлено. Основная цель здесь выработать приемлемый компромисс, а пути его поиска уже не столь существенны. Что касается самого посредника, его выбирать стоит очень внимательно и взвешенно, ведь успех примирения зависит во многом от его качеств.

Роль трудового посредника в трудовом споре — тема видео ниже:

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here