Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы

Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы nyuansy_trudoustroystva

Не все работодатели знают о том, что согласно требованиям законодательства, существуют некоторые ограничения на трудоустройство после увольнения с гражданской службы.

Нарушение этого предписания, пусть даже сделанное не умышленно, приводит к тому, что на руководство предприятия могут быть наложены серьезные санкции в виде крупного штрафа и административной ответственности.

Чтобы полностью разобраться в том, что имеется в виду под термином «ограничение», нужно знать правильные формулировки этого понятия, применяемые в законодательстве.

Правовое ограничение — это определенное сдерживание, результатом которого является полное устранение возможности совершения противоправного действия. То есть возникают некие условия, позволяющие целиком удовлетворять общественные интересы граждан, их защиту и сохранность. В повседневной жизни они наблюдаются в таких ситуациях:

  • Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы smena_mesta_rabotyпоявление санкций в ответ на какие-либо действия (штраф, лишение премии, выговор и им подобные);
  • временные — в зависимости от периода их действия: длительные — например, избирательные ограничения — и краткосрочные (на период действия чрезвычайного положения);
  • полные — применимо к несовершеннолетним детям, которые имеют ограниченную дееспособность (с точки зрения закона);
  • другие варианты.

Правовой запрет — определенная законодательством некая недопустимость совершения того или иного действия. То есть, грубо говоря, такие запреты имеют пассивный характер — они требуют воздерживаться от выполнения деяний определенного характера.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

На процедуру поступления и прохождения госслужбы установлен особый регламент. Это сделано для того, чтобы все государственные и муниципальные системы функционировали как можно успешнее и выполняли свои задачи, но не могли использовать свои возможности в личных целях, а также во вред государству и гражданам.

Законом предусмотрены определенные ограничения (основание — ФЗ № 79, статьи 16 и 17) во время принятия на службу в государственные и муниципальные структуры. Не могут стать госслужащими такие люди:

  • Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы obyazatelstva_rabotnikaграждане с ограниченной дееспособностью;
  • человек, имеющий непогашенную судимость;
  • лица, имеющие серьезные заболевания;
  • не допускается прием на работу в непосредственное подчинение своим родственникам;
  • резиденты других государств;
  • те, кто при поступлении на службу предъявил фальшивые сведения о себе или о своих доходах;
  • прочие варианты, установленные законом.

Но и на самих сотрудников госслужб накладывается требование выполнять определенные правила. Они действуют в течение всего периода прохождения службы, то есть всего того времени, когда должностные лица выполняют свои обязанности. Что имеется в виду:

  1. Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы obyazannosti_rabotodatelyaГосслужащие не могут назначаться руководителями коммерческих организаций, а также заниматься любой оплачиваемой деятельностью.
  2. Им запрещается заниматься предпринимательством.
  3. Быть поверенными третьих лиц в госорганах они не могут.
  4. Получать от физлиц различные вознаграждения за выполнение своих прямых обязанностей. Такими подарками считаются наличные денежные средства, оплата отдыха, транспортных расходов и прочее — это категорически запрещено.
  5. Нельзя выезжать за пределы России за личный счет частных граждан или юридических лиц.
  6. Использовать в личных целях средства материально-технического обеспечения неправомерно.
  7. Запрещается разглашать конфиденциальную информацию.
  8. Давать публичные оценки деятельности госорганов не представляется допустимым.
  9. Другие варианты, установленные законом.

На членов семьи госслужащих также распространяются некоторые запреты: например, им не разрешается открывать и пользоваться зарубежными банковскими счетами.

Нововведения в законодательстве, касающиеся превентивных мер в борьбе с коррупцией, привели к тому, что стало возбуждаться большое количество расследований по статье КоАП 19.29 о незаконном привлечении госслужащего для выполнения работы. А ведь до недавнего времени она применялась не так уж и часто. Почему так происходит: люди постоянно меняют рабочее место, курсируя из одной организации в другую. Из-за этого ни один работодатель не может быть уверен в том, что не нарушит закон и не трудоустроит бывшего госслужащего.

Статья 64.1 Трудового кодекса России предусматривает особые условия поступления на работу лиц, относящихся к определенной категории. Точнее — есть строгие ограничения на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы. Выполнение этих мер обязательно, если в компанию принимают бывшего чиновника.

Самой важной из них является то, что госслужащий в течение 24 месяцев после своего увольнения обязан при устройстве на новое место работы предупреждать своего нанимателя о том, какую должность он занимал на прежнем месте. Сделано это может быть такими способами:

Читайте так же:  Жалобы на ржд

  1. Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы otvetstvennost_nanimatelyaУстно от соискателя при приеме на работу. Однако для руководителя предприятия будет лучшим, если будущий сотрудник сделает это в письменном виде. Форма составления такого обращения — произвольная.
  2. Наниматель может узнать эту информацию, посмотрев записи в трудовой книжке работника.

Эти же требования применимы и в том случае, если бывший госслужащий устраивается на работу по контракту или гражданско-правовому договору (основание — Указ Президента РФ № 925). Если соискатель пренебрежет этой обязанностью, то к нему могут быть применены меры наказания, вплоть до увольнения (расторжения трудового соглашения). Основание — ФЗ «О противодействии коррупции», статья 12, часть 3.

Та же статья 64.1 Трудового кодекса РФ обязывает руководителя предприятия, куда устраивается на работу бывший госслужащий, передать информацию об этом на прежнее место службы своего сотрудника. Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента подписания трудового соглашения. Но необходимость в таком уведомлении сохраняется только на протяжении двух лет с момента увольнения должностного лица. То есть если директор фирмы трудоустраивает на производстве человека, который был государственным деятелем 5 лет назад, то никого оповещать об этом уже не нужно.

Уведомление отправляется в письменном виде. Какие сведения должны в нем содержаться:

  1. ФИО соискателя.
  2. Дата и место его рождения.
  3. Должность, которую замещал этот человек перед увольнением (данные берутся в трудовой книжке соискателя).
  4. Полное наименование предприятия.
  5. Номер приказа о приеме на работу и дата его подписания. Если с человеком заключается трудовое соглашение нужно указать срок его действия.
  6. Название вакансии, на которую будет принят человек, и перечень его должностных обязанностей.

Документ оформляется на фирменном бланке предприятия. Подпись руководителя и печать обязательны на этой бумаге.

Если наниматель не выполнит требования об обязательном уведомлении, это будет считаться нарушением. Оно повлечет за собой взыскание крупного штрафа от 20 до 500 тысяч рублей в зависимости от того, кем является наниматель: физ. или юрлицом.

Руководители компаний не желают выполнять это требование — одни по незнанию, а другие просто не хотят «заморачиваться» с этим. И для этого могут совершать такие действия:

Сотрудники прокуратуры тщательно собирают доказательства, поэтому руководству предприятия более выгодно соблюдать законодательство и выполнять все предписания, а иначе им будет вынесено административное взыскание и придется выплачивать крупный штраф, который «ударит» по финансовому благополучию компании и ее директора.

Ограничения для граждан после увольнения с государственной гражданской службы Российской Федерации

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях.

Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Установление таких правил (специальных требований) обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы. Часть правил предусматривает действие таких ограничений даже после увольнения гражданина с государственной гражданской службы.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы указанного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Срок действия ограничения на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Какие антикоррупционные конвенции ратифицированы Российской Федерацией?

-Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

-Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию

На кого возложены вопросы создания системы противодействия коррупции в России?

По Указу Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 “О мерах по противодействию коррупции” в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее – Совет).

Читайте так же:  Мини-бизнес-идеи

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

Основными задачами Совета являются:

-подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

-координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

-контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Каким документом закреплены основные правила служебного поведения государственных служащих?

Основные правила служебного поведения государственных служащих закреплены Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, одобреным решением президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

В случае, если федеральный гражданский служащий после окончания срока представления сведений в текущем отчетном году обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие- либо сведения или имеются ошибки, в течениикакого времени он может представить уточненные сведения?

В случае, если гражданский служащий (работник) обнаружил, что в представленных им справках о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течении 3-х месяцев после окончания срока представления справок о доходах.

Памятка федеральному государственному гражданскому служащему Федерального агентства водных ресурсов, планирующему увольнение с федеральной государственной гражданской службы

В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 79-ФЗ) государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее – гражданский служащий) обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены указанным Федеральным законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

I. Ограничения, запреты, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы

Статьей 17 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора:

Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

II. Должности гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации

Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.

Читайте так же:  Условия тинькофф банка по кредиту на развитие бизнеса

В Перечень вошли следующие должности федеральной государственной гражданской службы:

– отнесенные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 “О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы”, к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы;

– другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, – должности федеральной государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

управление государственным имуществом;

осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

хранение и распределение материально-технических ресурсов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, приказом Федерального агентства водных ресурсов от 29 августа 2014 г. N 228 (зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября 2014 г., регистрационный N 34657), утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Федерального агентства водных ресурсов, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

III. Ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом N 273-ФЗ установлено, что несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 статьи 12, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12, заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29).

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора гражданского служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего гражданского служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Проверка соблюдения гражданином, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

IV. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с гражданской службы

Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с гражданской службы отнесен к типовым ситуациям конфликта интересов на гражданской службе Российской Федерации:

Читайте так же:  Управляющий индивидуальный предприниматель в ооо

Гражданский служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с гражданской службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Гражданскому служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации гражданскому служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с гражданской службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после его увольнения с гражданской службы.

С трудоустройством бывших гражданских служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

– бывший гражданский служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором гражданский служащий ранее замещал должность;

– бывший гражданский служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором гражданский служащий ранее замещал должность;

– гражданский служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с гражданской службы заниматься их реализацией.

Росводресурсами разработана памятка для госслужащего, планирующего увольнение.

В ней указаны ограничения, запреты, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы. Так, госслужащий в течение 2 лет после увольнения с госслужбы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с организацией сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Речь идет о случае, когда отдельные функции управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности служащего.

Бывший госслужащий обязан обращаться за согласием в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в организации (выполнение работ в данной организации, оказание услуг) в течение 7 дней со дня поступления указанного обращения. О принятом решении гражданин уведомляется не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

Приведена информация о должностях, при замещении которых госслужащие обязаны представлять сведения о доходах.

Предусмотрена ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Минтруд напомнил об особенностях трудоустройства бывших чиновников

Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии – по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поэтому если бывший высокопоставленный чиновник нашел себе новую работу, в том числе, по совместительству, он обязан обратиться в одну из таких комиссий (на федеральном или региональном уровне). Разрешение комиссии также понадобится, если планируется заключить договор гражданско-правового характера стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц.

Подробнее, как проходят заседания, сколько они длятся, как принимаются решения, желающие могут почитать в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Но в большей степени работодателя эти все процедуры не касаются. Ему важно, чтобы работник вовремя уведомил о прежней государственной или муниципальной службе. В противном случае трудовой договор или договор ГПХ придется аннулировать.

Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:

  • Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
  • а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.

Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы uvedomlenie-o-prieme-na-rabotu-biv6ego-gossluja6-01

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Читайте так же:  Как оформляется больничный лист в 2019-2020 году

Еще одна обязанность – реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников – порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах – еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:

  • для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
  • для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
  • для организаций – от 100 до 500 тысяч руб.

Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.

При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.

Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».

Если по каким-то причинам организации придется расторгнуть трудовой договор, важно правильно оформить соответствующую запись в трудовой книжке. На каком именно основании расторгать договор? Один из вариантов – на основании пп. 11 ч. 1 статьи 77 ТК РФ – «нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы primer-zapisi-v-trudovoi-uvol-biv6ego-gossluj

Если, по разным причинам, после заключения трудового договора появилось уведомление спецкомиссии о несогласии на работу, кадровик должен вписать в качестве основания для расторжения трудового договора абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ – «заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».

Изображение - Ограничение на трудоустройство после увольнения с гражданской службы 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here