Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "новое в определении категорий малого и среднего бизнеса". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Читайте так же:  Увольнение сотрудников по сокращению

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. ИП и ООО, относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

  • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
  • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
  • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.

В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по УСН / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.

Объединим критерии в одну таблицу:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов

От 16 до 100 – малый бизнес;

От 101 до 250 – средний бизнес

До 800 млн руб. – малый бизнес;

До 2 млрд руб. – средний бизнес

Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

Реестр доступен на сайте Налог.ру .

Читайте так же:  Административная, уголовная и другие виды ответственности за нарушение трудового кодекса

Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

Новые критерии определения малого и среднего бизнеса

Увеличен предельный размер выручки для отнесения к тому или иному виду бизнеса. Кроме того, изменились единые для всех субъектов малого предпринимательства ограничения по доле суммарного участия других организаций в их уставном капитале. Подробнее об изменениях рассказывает эксперт в области бухучета и налогообложения Ольга Ульянова.

Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702, они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.

Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям

  • иностранных организаций — ≤ 49;
  • российских организаций, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса — ≤ 49;
  • российских организаций, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов — ≤ 25

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • применять кассовый метод признания доходов и расходов;
  • составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
  • ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
  • проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
  • перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
  • любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
  • не применять требования: ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010;
  • не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты, а также вести бухучет без применения двойной записи.

В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.

Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.

Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса

Судя по оценкам специалистов, инициированные Правительством РФ мероприятия по реализации программы поддержки отечественного бизнеса пока не дали воодушевляющих результатов. Причем проблема не столько в недостатке финансирования, сколько в ограничениях по определению предприятий малого и среднего бизнеса.

Изображение - Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса 1x1.trans

В РФ любая поддержка государством предпринимателей частного сектора с незначительными оборотами может осуществляться только в рамках ФЗ-209. Он определяет основной порядок такого сотрудничества.

Закон был принят в начале двухтысячных годов и несколько раз подвергался крупным переделкам. Каждая кампания по внесению системных изменений в ФЗ-209 была шагом навстречу мелкому бизнесу и декларировалась как нормативная база для демократизации и повышения эффективности сотрудничества бизнеса и государства.

Предпоследние изменения вступили в силу в июле 2014 года, когда правительство оказалось в непростой ситуации и вынуждено было искать решения, которые помогли бы представителям российского малого и среднего бизнеса не только удержаться на плаву, но и нарастить собственные обороты.

Именно тогда было сформулировано понятие малого и среднего бизнеса, в разрезе получения:

  • прав участвовать в государственных программах по субсидированию,
  • кредитных льгот;
  • имущественной поддержки.

Однако, как показала практика, критерии, введенные законом в 2014 году, отсеяли большое количество жизнеспособных и активных предпринимателей, которые могли бы наилучшим образом использовать государственную поддержку, но не подпадают под определение малого и среднего бизнеса.

Сложившаяся ситуация стала поводом для пересмотра действующих норм ФЗ-209 и в конце июня 2015 года нормы, определяющие, что такое малый и средний бизнес, были изменены.

Изображение - Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса 1x1.trans

Начиная с июля 2015 года, статья 4 ФЗ-209, в которой дано понятие малого и среднего бизнеса, действует в новой редакции. Кроме того, было принято постановление правительства РФ № 702 от 13.07.2015, которое увеличило значения предельного дохода для субъектов МСБ.

Вот основные изменения:

  1. Увеличен процент участия в уставном фонде субъектов малого и среднего бизнеса иностранных юридических лиц, а также представителей крупных хозяйственных предприятий (раньше этот процент составлял 25%, а после внесения изменений – 49%).
  2. Изменить категорию принадлежности к субъектам малого, среднего или крупного бизнеса предприниматель должен, если по результатам трех лет основные показатели по выручке и по штатной численности выходили за нижний или верхний предел, установленный законом (до этого в расчет брался двухлетний период).

С учетом внесенных изменений, по ФЗ-209 малый и средний бизнес – это бизнес, отвечающий следующим критериям:

  • Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, официально внесенные в государственный реестр (ЕГРИП или ЕГРЮЛ). Часть уставного капитала юридического лица может принадлежать (государственным компаниям – не более 25%, иностранным предприятиям, отечественным крупным фирмам – до 49%).
  • Штатная численность работников за прошедший год не должна превышать: микропредприятия – до 15-ти человек, малые – до 100, средние – от 101 до 250.
  • Выручка за предыдущий год за вычетом НДС, согласно финансовой отчетности, не должна превышать следующие размеры: микропредприятия – 120 млн руб., малые – 800 млн, средние – 2 млрд (постановление № 702). Вместо оценки объема выручки предприятие может предоставить информацию о стоимости активов за прошедший отчетный год. Эта стоимость также не должна превышать указанные цифровые значения.
Читайте так же:  Отпуск на свадьбу по трудовому кодексу

В том случае, если предприниматель или предприятие по какому-то из перечисленных показателей выбивается за верхнюю границу (например, штат 70 сотрудников, а доход за предыдущий год 70 млн рублей), статус малого предприятия такая фирма не получит, поскольку категория определяется по самому высокому показателю.

Изображение - Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса 1x1.trans

Для новых предприятий, которые еще не отработали отчетный финансовый год, но хотят официально закрепить за собой статус для участия в госпрограммах, необходимо будет подтверждать среднюю численность сотрудников и объем выручки за прошедший с момента государственной регистрации период. Показатели по выручке и по числу работников не должны превышать установленные для предприятий, которые уже имели возможность отчитаться за предыдущий финансовый год.

04 апреля 2016 г. принято постановление правительства РФ № 265: согласно этому документу, с 1 августа финансовым критерием для отнесения субъекта бизнеса к определенной категории будет служить не выручка за предыдущий год, а предельное значение доходов. Суммы не изменятся: 120 млн, 800 млн и 2 млрд рублей для микропредприятий, малых и средних предприятий соответственно.

Малый и средний бизнес в новых экономических условиях: Видео

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий – с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСП

Выручка без НДС за год

Среднесписочная численность работников

не более 15 человек

не более 100 человек

не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Читайте так же:  Нужна ли счет фактура если ип работает без ндс

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

Изменения в критериях определения субъектов малого и среднего предпринимательства

Изображение - Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса 73cde2e9f928054fadec895bfa1ce829

Как известно, медицинские организации, впрочем как и иные юридические лица, могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства. Для указанной категории субъектов предпринимательства действующим законодательством РФ применяются определенные послабления, например, специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным видам налогов и сборов и т.д.

Факультетом Медицинского Права не так давно (в августе 2015 года) уже была опубликована статья о медицинских организациях-субъектах малого и среднего предпринимательства (https://www.kormed.ru/novosti/nemnogo-o-meditsinskikh-organizatsiyakh-subektakh-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/), однако, в декабре 2015 года законодателем были внесены новые коррективы в определение критериев отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем мы решили довести указанную информацию до своих читателей в настоящей статье.

Данные изменения вступили в силу с 01 января 2016 года и были введены Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ (далее – ФЗ № 408-ФЗ).

Напомним, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 209-ФЗ).

Категории лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства

В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, в настоящее время, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ:

  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы,
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы,
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели (ИП).

Ранее действовавшей редакцией закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относились внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Таким образом, в новой редакции закона, в отличие от предыдущей, названы конкретные виды юридических лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Условия отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства

Отдельное внимание хотелось бы уделить условиям отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства. Как уже было отмечено выше, данные условия установлены ч. 1.1. ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ и претерпели ряд важнейших изменений.

Так, критерии отнесения юридического лица и ИП к субъекту малого или среднего предпринимательства разделены на три следующие группы требований, связанных с:

  1. Структурой уставного капитала, статусом, учредителями и видами деятельности юридического лица;
  2. Среднесписочной численностью работников;
  3. Размером дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Критерии, связанные с структурой уставного капитала, статусом, учредителями и видам деятельности юридического лица

В случае отнесения юридического лица к субъектам малого или среднего предпринимательства по первой группе критериев, в новой редакции ФЗ № 209-ФЗ установлено, что для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

Требования к среднесписочной численности работников

Одно из наиболее существенных изменений произошло в части требований, предъявляемых к численности работников юридического лица и ИП, необходимых для их отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства.

В действовавшей ранее редакции закона в качестве критерия использовалась средняя численность работников, которая включала в себя в соответствии с ч. 6 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ всех работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Однако, данная норма более не применима, поскольку ч. 6 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ утратила свою юридическую силу.

Для справки поясняем, что на практике средняя численность работников определяется в соответствии с Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 (далее – Приказ № 428), согласно п. 77 которого под средней численностью работников понимается:

  • среднесписочная численность работников;
  • средняя численность внешних совместителей;
  • средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В соответствии же с новой редакцией закона (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ) критерием отнесения юридического лица к субъекту малого или среднего предпринимательства является исключительно среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. То есть, исходя из практики применения Приказа № 428, для определения среднесписочной численности работников будет учитываться только численность работников списочного состава, а внешние совместители и работники, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правовых договоров, учитываться не будут. Кроме того, в среднесписочную численность не должны включаться женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находящиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком. Также не включаются в среднесписочную численность работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ (п. 81.1 Приказ № 428).

Читайте так же:  Бизнес-план для компании по производству топливных брикетов

При этом, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

  • от 101 до 250 человек для средних предприятий;
  • до 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек).

Требования к размеру дохода юридического лица и (или) ИП

Важные изменения также произошли и в отношении критерия, связанного с определением размера дохода юридического лица и (или) ИП.

Так, согласно п. 3 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ доход юридического лица, (которое соответствует одному из рассмотренных нами выше требований), полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам и не должен превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

  1. микропредприятия – 120 млн. рублей;
  2. малые предприятия – 800 млн. рублей;
  3. средние предприятия – 2 млрд. рублей.

В соответствии же с предыдущей редакцией ФЗ № 209-ФЗ учитывалась:

  • либо выручка без учета налога на добавленную стоимость
  • либо балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов).

Оба названных финансовых показателя учитывались за предшествующий календарный год и также не должны были превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Определение категории субъекта малого или среднего предпринимательства

Кроме того, изменения коснулись вопроса определения категории субъекта малого или среднего предпринимательства.

Так, в соответствии с предыдущей редакцией ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. 2 и 3 ч.1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ.

Данное положение сохраняется и после введения изменений в ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, однако, оно было дополнено некоторыми особенностями:

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Изменения коснулись также и реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, с 01.07.2016 начнет действовать норма о едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, установленная в ст. 4.1 ФЗ № 209-ФЗ.

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательств, будут вноситься в единый реестр и исключаться из него уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч. 5 и 6 ст.4.1 ФЗ № 209-ФЗ.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (Федеральная налоговая служба РФ).

Обращаем внимание наших читателей на то, что в настоящее время действует положение о реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, установленное ст. 8 ФЗ № 209-ФЗ.

О моратории на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

Напоминаем нашим читателям о том, что в качестве одной из мер, направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, рассматривается мораторий (временное ограничение) на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, начавший свое действие с 01.01.2016 и продолжающийся до 31.12.2018 (установлен в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в июле 2015 года).

Подробная информация о действии данного моратория содержится в другой статье Факультета Медицинского Права «О новых правилах исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из ежегодного плана проверок».

Изображение - Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here