Конвенция мот 132 об оплачиваемых отпусках

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "конвенция мот 132 об оплачиваемых отпусках". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичный подход, конечно, действует и в сфере трудовых отношений (ст. 10 ТК РФ).

24.06.1970 в г. Женева (Швейцария) на 54-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) была принята Конвенция № 132 «Об оплачиваемых отпусках».

Данная Конвенция, применяемая ко всем работающим лицам, за исключением моряков, закрепляет право работников на ежегодный оплачиваемый отпуск (п. 1 ст. 3 Конвенции). При этом минимальная продолжительность такого отпуска указывается в заявлении каждого члена МОТ при ратификации этой Конвенции и не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы (п.п. 2, 3 ст. 3 Конвенции).

Приведем некоторые положения, которые действуют в Конвенции МОТ 132 об оплачиваемых отпусках в 2017 году:

  • государственные и национальные праздники и нерабочие дни не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 1 ст. 6 Конвенции);
  • каждое лицо, пользующееся отпуском, получает за полный период этого отпуска, как минимум, свою обычную или среднюю заработную плату (п. 1 ст. 7 Конвенции);
  • разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть разрешена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране (п. 1 ст. 8 Конвенции);
  • если иное не предусмотрено в соглашении работодателя и работника, одна из частей отпуска должна составлять, по меньшей мере, две непрерывные рабочие недели (п. 2 ст. 8 Конвенции);
  • работнику, проработавшему минимальный период, после прекращения трудовых отношений с работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который ему не было предоставлено отпуска, или выплачивается денежная компенсация или предоставляется эквивалентное право на отпуск в дальнейшем (ст. 11 Конвенции).
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Действие в РФ Конвенции 132 об оплачиваемых отпусках

В РФ международная Конвенция об оплачиваемых отпусках была ратифицирована 01.07.2010 (Федеральный закон от 01.07.2010 № 139-ФЗ ) и вступила в силу с 06.09.2011 (п. 3 ст. 18 Конвенции). При этом минимальная продолжительность отпуска в РФ установлена в количестве 28 календарных дней. К слову, иная продолжительность отпуска установлена при ратификации Конвенции в Бельгии (24 календарных дня), в Германии (18 рабочих дней), в Украине (24 календарных дня), в Швеции (5 недель).

Можно сказать, что положения 132 Конвенции МОТ о ежегодных оплачиваемых отпусках во многом перекликаются с положениями действующего ТК РФ.

В то же время, действие Конвенции МОТ об оплачиваемых отпусках может потребовать внесения изменений в ТК РФ (Письмо Роструда от 09.09.2010 № 2725-6-1 ).

В частности, Конвенция Международной организации труда об оплачиваемых отпусках дает работодателю и работнику право согласовать между собой иную продолжительность минимального непрерывного отпуска, отличную от 14 дней (п. 2 ст. 8 Конвенции). Но ТК РФ такого права сторонам трудового договора не дает (ч. 1 ст. 125 ТК РФ).

Также по ТК РФ отпускные должны быть выплачены работнику не позднее чем за 3 календарных дня до начала отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). Конвенция же дает сторонам трудового договора возможность согласовать иной срок выплаты (п. 2 ст. 7 Конвенции).

Также Конвенция предусматривает, что непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска (например, 14 дней) предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска — не позже, чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск (п. 1 ст. 9 Конвенции). Предполагается, что в соответствии с Конвенцией не использованные вовремя отпуска сгорают. Но ТК РФ обязывает работодателя выплачивать увольняющемуся работнику денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска (ч. 1 ст. 127 ТК РФ).

Несмотря на то, что отдельные положения ТК РФ не соответствуют некоторым положениям Конвенции, и хотя последняя и имеет высшую юридическую силу по сравнению с национальным трудовым законодательством, во избежание претензий со стороны контролирующих органов работодателю целесообразно придерживаться требований ТК РФ.

Конвенция Международной организации труда N 132 об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году) (Женева, 24 июня 1970 г.)

Конвенция
Международной организации труда N 132 об оплачиваемых отпусках
(пересмотренная в 1970 году)
(Женева, 24 июня 1970 г.)

См. статус настоящей Конвенции

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1970 года на свою пятьдесят четвертую сессию,

постановив принять ряд предложений об оплачиваемых отпусках, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, и

решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца одна тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Конвенцию, на которую возможны ссылки как на Конвенцию 1970 года об оплачиваемых отпусках (с поправками):

Конвенция Международной организации труда N 132 об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году) (Женева, 24 июня 1970 г.)

Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 51 ст. 7451, в Бюллетене международных договоров, ноябрь 2012 г ., N 11

Конвенция вступила в силу 30 июня 1973 г.

Согласно пункту 3 статьи 18 Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 139-ФЗ с заявлениями

Ратификационная грамота РФ зарегистрирована в Международном бюро труда 6 сентября 2010 г.

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 6 сентября 2011 г.

См. статус настоящей Конвенции

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Как вернуть налог с покупки квартиры

Конвенция МОТ № 132 “Об оплачиваемых отпусках” (пересмотренная в 1970 году)

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 3 июня 1970 года на свою пятьдесят четвертую сессию, постановив принять ряд предложений об оплачиваемых отпусках, что является четвертым пунктом повести дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией (пересмотренной) 1970 года об оплачиваемых отпусках:

Положения Конвенции осуществляются путем национального законодательства в той мере, в какой они не проводятся в жизнь иным путем: посредством коллективных договоров, арбитражных решений, судебных решений или официальными органами по установлению заработной платы или любым другим путем, соответствующим практике данной страны с учетом существующих в ней условий.

1. Конвенция применяется ко всем работающим по найму лицам, за исключением моряков.

2. По мере необходимости, после консультаций с соответствующими организациями работодателей и работников, где таковые существуют, компетентным органом власти или соответствующим аппаратом в каждой стране могут быть приняты меры с целью исключения из сферы применения Конвенции отдельных категорий лиц, работающих по найму, в отношении которых возникают особые серьезные проблемы, касающиеся ее применения или законодательных или конституционных вопросов.

3. Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, в первом докладе о применении Конвенции, представляемом согласно статье 22 Устава Международной Организации Труда, перечисляет любые категории, которые могли быть исключены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, с указанием причин такого исключения, а в последующих докладах сообщает о состоянии своего законодательства и о своей практике в отношении исключенных категорий, а также о том, в какой степени Конвенция проведена в жизнь или проведение ее предполагается в отношении таких категорий.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Каждое лицо, к которому применяется настоящая Конвенция, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности.

2. Каждый Член Организации, ратифицирующий Конвенцию, указывает продолжительность отпуска в заявлении, прилагаемом к документу о ратификации.

3. Отпуск ни в коем случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы.

4. Каждый Член Организации, ратифицировавший Конвенцию, может впоследствии, в новом заявлении, уведомить Генерального Директора Международного Бюро Труда о том, что он устанавливает более длительный отпуск, чем тот, который был указан при ратификации.

1. Лицо, продолжительность работы которого в течение любого года меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, предусмотренный в предыдущей статье, имеет право за такой год на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности его работы в течение этого года.

2. Выражение “год” в пункте 1 настоящей статьи означает календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный компетентным органом власти или другим соответствующим органом каждой страны.

1. Для получения права на любой ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы.

2. Продолжительность любого такого периода работы определяется компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, но не должна превышать шести месяцев.

3. Метод подсчета продолжительности периода работы в целях признания права на отпуск устанавливается компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

4. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, отсутствие на работе по таким причинам, не зависящим от заинтересованного работающего по найму лица, как болезнь, несчастный случай или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы.

1. Официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни, независимо от того, приходятся ли они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

2. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, периоды нетрудоспособности, вызываемой болезнью или несчастным случаем, могут не засчитываться как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

1. Каждое лицо, пользующееся отпуском, предусмотренным в данной Конвенции, получает за полный период этого отпуска по крайней мере свою нормальную или среднюю заработную плату (включая эквивалент наличными любой части этого вознаграждения, которая обычно выдается натурой и которая не является постоянной выплатой, производимой независимо от того, находится ли данное лицо в отпуске или нет), подсчитанную в соответствии с методом, определяемым компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

2. Суммы, причитающиеся к выплате в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, выплачиваются заинтересованному лицу до отпуска, если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся этого лица и работодателя.

1. Разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть раз решена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

2. Если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся работодателя и заинтересованного работающего по найму лица, и при условии что продолжительность работы такого лица дает ему право на это, одна из таких частей отпуска состоит по крайней мере из двух непрерывных рабочих недель.

1. Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, упомянутая в пункте 2 статьи 8 настоящей Конвенции, предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, и остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

2. Любая часть ежегодного отпуска сверх определенной минимальной продолжительности может быть отложена с согласия заинтересованного лица, работающего по найму, на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 настоящей статьи, но не выходящий за определенный предел.

3. Минимум и предел времени, упомянутые в пункте 2 настоящей статьи, определяются компетентным органом после консультации с заинтересованными организациями работодателей и работников или посредством коллективных переговоров или таким другим методом, соответствующим национальной практике, который может быть совместим с национальными условиями.

1. Период, когда предоставляется отпуск, если он не устанавливается правилами, коллективным соглашением, арбитражным решением или иными способами, соответствующими национальной практике, определяется работодателем после консультаций с заинтересованным лицом, работающим по найму, или с его представителями.

Читайте так же:  Страховая пенсия по старости

2. При определении периода, когда предоставляется отпуск, следует учитывать требования работы и возможности для отдыха, имеющиеся у лиц, работающих по найму.

Работающему по найму лицу, проработавшему минимальный период, соответствующий тому, который может требоваться в силу пункта 1 статьи 5 настоящей Конвенции, предоставляется после прекращения работы оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который он еще не получил отпуска, или вместо этого ему выплачивается компенсация или предоставляется эквивалентное право на будущий отпуск.

Соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции, или о не использовании такого отпуска с заменой его компенсацией, или иным образом, в соответствии с национальными условиями, признаются недействительными или запрещаются.

Компетентный орган власти или другой соответствующий орган в каждой стране могут устанавливать специальные правила в отношении тех случаев, когда работающее по найму лицо занимается в период отпуска деятельностью, связанной с получением дохода, противоречащей цели отпуска.

Эффективные меры, соответствующие методам проведения в жизнь положений Конвенции, принимаются для обеспечения надлежащего применения и проведения в жизнь правил или положений об оплачиваемых отпусках с помощью должной инспекции или иным образом.

1. Каждый Член Организации может принимать обязательства по настоящей Конвенции раздельно:

a) в отношении лиц, работающих по найму в секторах экономики, иных чем сельское хозяйство;

b) в отношении лиц, работающих по найму в сельском хозяйстве.

2. Каждый Член Организации оговаривает при своей ратификации, принимает ли он обязательства Конвенции в отношении лиц, перечисленных в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи, в отношении лиц, перечисленных в подпункте Ь) пункта 1 настоящей статьи, или в отношении и тех и других.

3. Каждый Член Организации, который при ратификации принял обязательства настоящей Конвенции только в отношении лиц, перечисленных в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи, или лиц, перечисленных в подпункте b) пункта 1 настоящей статьи, может впоследствии уведомить Генерального Директора Международного Бюро Труда о том, что он принимает обязательства Конвенции в отношении всех лиц, к которым применяется настоящая Конвенция.

Настоящей Конвенцией пересматриваются Конвенция 1936 года об оплачиваемых отпусках, а также Конвенция 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве при следующих условиях:

a) принятие обязательств по настоящей Конвенции в отношении лиц, работающих по найму в секторах экономики, иных чем сельское хозяйство, Членом Организации, являющимся участником Конвенции 1936 года об оплачиваемых отпусках, автоматически влечет за собой немедленную денонсацию этой последней Конвенции;

b) принятие обязательств по настоящей Конвенции в отношении лиц, работающих по найму в сельском хозяйстве, Членом Организации, являющимся участником Конвенции 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве автоматически влечет за собой немедленную денонсацию этой последней Конвенции;

c) вступление в силу настоящей Конвенции не означает закрытия Конвенции 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве для дальнейшей ратификации.

Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

1. Настоящая Конвенция связывает только тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным Директором.

2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный Директор зарегистрирует документы о ратификации двух Членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

1. Любой Член Организации, ратифицировавший настоявшую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после даты регистрации акта о денонсации.

2. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, установленном в настоящей статье.

1. Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает всех Членов Международной Организации Труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, полученных им от Членов Организации.

2. Извещая Членов Организации о регистрации полученного им второго документа о ратификации, Генеральный Директор обращает их внимание на дату вступления настоящей Конвенции в силу.

Генеральный Директор Международного Бюро Труда направляет Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций полные сведения относительно всех документов о ратификации и актов о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Каждый раз, когда Административный Совет Международного Бюро Труда сочтет это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре.

1. В случае, если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо Членом Организации новой, пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 19, немедленную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;

b) начиная с даты вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации ее Членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается во всяком случае в силе по форме и содержанию в отношении тех Членов Организации, которые ее ратифицировали, но не ратифицировали новую, пересматривающую конвенцию.

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

В 1936г. впервые была принята конвенция об оплачиваемых отпусках, которая сформировала законодательную базу предоставления ежегодного периода для отдыха трудящимся гражданам. Долгие годы данный документ на территории нашей страны не применялся. Однако в 2010 году имеющийся барьер был устранен – Россия присоединилась к данному документу. Рассмотрим основные положения конвенции, а также, каким образом на практике осуществляется согласование пунктов этого нормативного акта и национального законодательства стран-участниц.

Читайте так же:  Особенности классификации бизнес-процессов

Конвенция международной организации труда об оплачиваемых отпусках и ее основные положения

Действующая в настоящее время редакция документа была принята в 1970г. в Женеве. Основные положения данного нормативного документа являются следующими:

  • Действие конвенции распространяется на всех трудящихся граждан, за исключением моряков и предполагает предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска аз отработанное время;
  • За каждый отработанный год, сотрудник должен получить не менее 3-х недель отдыха;
  • Национальные праздники, официально признанные нерабочими днями не учитываются при определении минимальной длительности отпуска;
  • Во время отпуска сотрудник должен получить свою текущую зарплату или заработную плату в среднем размере;
  • По инициативе работника отпуск может быть разделен на части, но только в соответствии с точкой зрения компетентного органа власти. В этом случае, одна из частей не должна быть менее двух недель.

Несмотря на то, что конвенция много лет не применялась в России, в отечественной кадровой практике также имелся документа, регулирующий права наемного персонала на предоставление ежегодного периода для отдыха. Этот КЗоТ 1971-го года. Какие особенности содержал в себе этот нормативный акт? Согласно КЗоТ, годовой отпуск гражданина составлял 24 рабочих дня и 4 выходных. В настоящее время в государстве действуют положения Трудового кодекса, который в себе несет схожие моменты. Согласно ТК РФ, оплачиваемый отпуск, предоставляемый по итогам рабочего года, имеет продолжительность 28 дней.

Как взаимодействует МОТ и национальные законодательства разных стран

В настоящее время к действующей конвенции присоединились 35 стран из 183 государств мира. Среди участниц имеются и крупные европейские государства, такие как Германия, Испания и Швеция. Тем не менее, многие страны, опасаясь недовольства бизнеса, в связи с жесткими рамками, устанавливаемыми документом, отказываются присоединяться к международной конвенции об оплачиваемых отпусках. К числу таких государств относят Соединенные Штаты, Францию.

Если государство приняло решение вступить в действующую конвенцию, важно представлять каким образом будет организовано взаимодействие международного правового документа и национального, а также какой из документов будет иметь приоритетное значение.

По существу, конвенция мот 132 об оплачиваемых отпусках является нормативным актом международного права. В том случае, если положения национального законодательства будут различаться, для разрешения спора необходимо обратиться к Конституции. На основании этого документа, международные договоры являются приоритетными и, как следствие, конвенция МОТ об оплачиваемых отпусках по своему значению располагается выше, чем положения национального законодательства.

В связи с тем, что государство, принявшее положения конвенции n 132 об оплачиваемых отпусках, должно учитывать нормативную документацию Международной организации труда, а именно ее Устав. Этот документ определяет следующее: в том случае, если нормы национального законодательства предполагают для работников лучшие условия, чем положения конвенции об оплачиваемых отпусках, отталкиваться следует непосредственно от Трудового законодательства государства, так как положения рассматриваемой конвенции неприменимы в тех случаях, когда они ухудшают положение работников.

Конвенция мот 132 об оплачиваемых отпусках 2018 и ежегодный отпуск

132 конвенция предполагает в обязательном порядке предоставление годового отпуска длительностью не менее трех недель за каждый отработанный календарный год. При этом год может быть не только календарным, но и быть любым другим периодом аналогичной продолжительности. Как это осуществляется на практике? В России отсчет периода для предоставления отпуска начинается с момента подписания трудового контракта между сотрудником и работодателем. Соответственно, для нашей страны актуального понятие рабочего года.

В тех случаях, если сотрудник отработал в компании работодателя менее года, Конвенция предполагает возможность получение периода отдыха пропорционально фактически отработанному времени. Что касается требований отечественного законодательства, а именно положений Трудового законодательства, такая возможность у персонала отсутствует. Соответственно, для того чтобы получить отпуск необходимо проработать в компании работодателя не менее полугода. Таким образом, более широкие права персоналу предоставляет именно 132 конвенция мот о ежегодных оплачиваемых отпусках.

Важным аспектом при определении продолжительности ежегодного отпуска является то, учитываются ли официально нерабочие дни (национальные праздники) и выходные. Согласно положениям Конвенции, эти периоды исключаются при расчете периода отпуска. Тем не менее, в российском законодательстве продолжительность отпуска определяется только с учетом нерабочих праздничных дней. Соответственно, предоставленные международным документом возможности являются наиболее благоприятными для персонала.

Нередко на практике возникает ситуация, когда работник изъявляет желание отказаться от отпуска в текущем году. Трудовой кодекс предоставляет персоналу такую возможность. Согласно ст. 124 ТК РФ, на практике реализовать это право можно не более двух лет подряд. Что касается положений Конвенции, данный документ устанавливает прямой запрет на непредставление отпуска работнику. Возможность заменить ежегодный период отдыха денежным возмещением в Конвенции также не предусмотрена. Российское законодательство предполагает замену части отпуска денежным возмещением только в той ее доле, которая превышает причитающиеся сотруднику 28 дней.

Если рассматривать влияние такого международного нормативного акта, как Конвенция № 132 на отечественных работников, этот документ предоставляет персоналу больше возможностей и улучшает его социальное положение в сравнении с трудовым законодательством.

После принятия условий международного нормативного акта в 2010 году, Конвенция с точки зрения законодательства стала частью российской правовой системы, и в том случае, если работник выявляет явное нарушение своих прав, свобод и гарантий в части предоставления отпуска, в судебных инстанциях сотрудник имеет возможность ссылаться на положения данного документа.

В России теперь действует Конвенция № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках». Каковы ее основные нововведения, изменится ли продолжительность отпуска и порядок его предоставления?

Конвенция № 132 была ратифицирована Российской Федерацией в июле 2010 г. и вступила в силу в сентябре 2011 г. Еепервоначальный вариант был принят МОТ (специализированное учреждение ООН) в далеком 1936 г.

В некотором смысле для нас Конвенция № 132 – это пройденный этап. Дело в том, что, согласно одному из основных ее положений, ежегодный оплачиваемый отпуск ни в каком случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы (п. 3 ст. 3 Конвенции).

В нашей стране еще КЗоТ 1971 г. предусматривал, что ежегодный отпуск составляет 24 рабочих дня плюс 4 выходных. Согласно ныне действующему Трудовому кодексу 2001 г., продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней (ч. 1 ст. 115 ТК РФ). Почему же тогда Конвенция была ратифицирована нашей страной более чем через 40 лет после ее принятия МОТ?

Читайте так же:  11 пунктов договора аренды нежилого помещения между ип и физическим лицом

Проблема заключалась в правилах разделения отпуска на части и переноса неиспользованной части отпуска на последующие годы. Согласно Конвенции, разделение может быть разрешено компетентным органом страны – участницы Конвенции, но при этом продолжительность одной из частей не может быть менее двух непрерывных рабочих недель (ст. 8 Конвенции).

Подобного положения не было в КЗоТ, и его введение не представлялось целесообразным. Это обусловлено тем, что в условиях командно-административной экономической системы разделение отпуска и его использование работниками в различные периоды рабочего года не соответствовало интересам предприятий и учреждений.

Интересно отметить, что из 183 стран – участниц МОТ к Конвенции № 132 на данный момент присоединились только 35 стран. В их число не входят такие страны, как США, Канада, Франция, Великобритания и пр.

Помимо России, к Конвенции присоединились некоторые развитые европейские страны – Германия, Италия, Испания, Швеция. Кроме того, участниками также являются такие развивающиеся государства, как Йемен, Мальта, Армения, Украина и др.

Большинство развитых стран не готово поставить перед бизнесом жесткое требование предоставить работникам хотя бы трехнедельный оплачиваемый отпуск. С другой стороны, для стран-лидеров мировой экономики важно сохранить взаимопонимание с мировым сообществом по вопросам социально-трудового характера и избежать возможных санкций.

Прежде чем обсудить наиболее важные положения Конвенции, давайте рассмотрим вопрос о ее соотношении с действующим отечественным законодательством, в частности, Трудовым кодексом. Документы во многом схожи, однако, как мы увидим далее, существуют некоторые различия. Кроме того, возникает вопрос: будет ли применяться Трудовой кодекс или все же Конвенция имеет приоритет?

Конвенция МОТ № 132 по своей правовой природе является международным договором РФ. Следовательно, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Конвенция является составной частью правовой системы. И если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила договора. Следовательно, Конституция устанавливает приоритет конвенций над внутренним законодательством.

Вместе с тем необходимо отметить, что наша страна является членом МОТ и, следовательно, на нее распространяются положения Устава этой организации (принят в 1919 г.). Он содержит важное положение о том, что ратификация какой-либо конвенции любым членом МОТ не должна рассматриваться как затрагивающая какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают более благоприятные условия для трудящихся, чем те, которые предусматриваются конвенцией (п. 8 ст. 19 Устава).

Таким образом, в случае коллизии положений Конвенции № 132 (равно как и любой иной конвенции МОТ) и Трудового кодекса, Конвенция не подлежит применению, если ухудшает положение работников по сравнению с Трудовым кодексом.

Как уже отмечалось, согласно Конвенции минимальная продолжительность отпуска составляет три рабочих недели за один год работы (п. 3. ст. 3 Конвенции). При этом термин «год» означает календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный страной-участницей (п. 2 ст. 4 Конвенции).

В России применяется концепция «рабочего года», когда стаж работы исчисляется с даты заключения трудового договора с ним. Например, если работник принят с 1 ноября 2011 г., то именно от этой даты будут отсчитываться годы его работы в данной организации.

Положения п. 1 ст. 4 Конвенции предусматривают следующее. Если продолжительность трудоустройства работника меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, то работник все же вправе уйти в отпуск за этот год и его длительность должна быть пропорциональна отработанному времени.

Действующий Трудовой кодекс не предусматривает пропорционального предоставления отпусков. Поэтому право на использование отпуска возникает только по истечении 6 месяцев непрерывной работы (ч. 2 ст. 122 ТК РФ). Следовательно, положения Конвенции предоставляют работникам более широкие права.

Конвенция предусматривает, что государственные и национальные праздники и нерабочие дни, независимо от того, приходятся они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть ежегодного отпуска (п. 1 ст. 6 Конвенции). В Трудовом кодексе упоминается лишь только то, что нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, не включаются в число календарных дней отпуска (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).

Таким образом, формулировка Конвенции шире и создает более благоприятные условия для работника, поскольку включает и нерабочие дни, которыми могут быть, например, выходные дни. Это достаточно важное положение, поскольку на практике работодатели зачастую включают в дни отпуска работника примыкающие к ним выходные дни.

Например, если работник уходит в отпуск на неделю и в заявлении указывает 5 календарных дней без учета выходных – с понедельника по пятницу – работодатель прибавляет также субботу и воскресенье как дни отпуска. Получается, что работник использовал 7 дней отпуска.

Время предоставления отпуска также порой является непростым вопросом для согласования между работодателем и работником.

Конвенция закрепляет, что время предоставления отпуска, если оно не определено иным способом, определяется работодателем после консультаций с работником или его представителями (п. 1 ст.10 Конвенции). При этом должны учитываться потребности предприятия в рабочей силе и возможности для отдыха, доступные работнику (п. 2 ст. 10 Конвенции).

Отечественный Трудовой кодекс схожим образом предусматривает, что график отпусков утверждается работодателем(выделено автором) с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 123 ТК РФ). Таким образом, оба документа предусматривают право работника на отпуск, которое ограничено правом работодателя определить время его использования (за исключением отдельных категорий работников, которым отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время).

При этом Конвенция, в отличие от Трудового кодекса, предусматривает факторы, которые необходимо принять во внимание при определении времени предоставления отпуска. Это, с одной стороны, производственные интересы работодателя, а с другой – возможности для отдыха работника.

Конвенция допускает возможность разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части (ч. 1 ст. 8 Конвенции). При этом одна из частей отпуска должна составлять по меньшей мере две непрерывные рабочие недели (ч. 2 ст. 8 Конвенции).

Аналогично, Трудовой кодекс предусматривает, что по соглашению между сотрудником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, хотя бы одна из которых не может быть менее 14 дней (ч. 1 ст. 125 ТК РФ). При этом согласно ч. 1 ст. 124 ТК РФ, в исключительных случаях, когда предоставление отпуска может неблагоприятно повлиять на работу организации, допускается перенесение отпуска (в том числе целиком) на следующий год.

Читайте так же:  Увольнение по статье за прогул

Конвенция же предполагает, что минимум две недели отпуска должны быть использованы в текущем году (п. 1 ст. 9 Конвенции). Стоит отметить, что на практике перенос отпуска на следующий год не всегда связан с производственной необходимостью. Довольно часто работник в силу различных причин просит работодателя перенести отпуск на следующий год или предоставить денежную компенсацию.

Одним из важных нововведений Конвенции стало следующее положение. Остаток ежегодного отпуска, не использованный в текущем году, может быть использован не позже, чем в течение 18 месяцев после окончания года, за который он предоставляется. Например, если работник принят 1 ноября 2011 г., то в первом рабочем году (до 1 ноября 2012 г.) нужно использовать как минимум 14 дней отпуска, а оставшиеся дни – не позднее 1 мая 2014 г.

В связи с этим возникло опасение, что работники утратят право на использование остатков отпусков после указанных 18 месяцев, в том числе тех, которые накопились к моменту вступления Конвенции в силу. Однако российское право предоставляет в данном случае более широкие гарантии работникам, поскольку ч. 1 ст. 125 Трудового кодекса не устанавливает предельный срок использования оставшейся части отпуска.

Существуют лишь два исключения из указанного правила.

Во-первых, если отпуск перенесен на следующий год: так как отсутствие работника может неблагоприятно повлиять на работу организации (ч. 1 ст. 124 ТК РФ), отпуск должен быть использован в течение 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

И, во-вторых, схожим образом: если работник отозван из отпуска, неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий год (ч. 2 ст. 125 ТК РФ).

Трудовым кодексом помимо ежегодного основного отпуска для отдельных категорий работников предусмотрен, в частности, удлиненный основной отпуск, продолжительность которого превышает 28 календарных дней (ч. 2 ст. 115 ТК РФ). Кроме того, есть дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 116 ТК РФ).

Конвенция же предполагает несколько иное. А именно: любая часть ежегодного отпуска сверх установленной минимальной продолжительности (для России, согласно оговорке, это 28 календарных дней) может быть отложена на период, превышающий 18 месяцев, но не выходящий за определенные отдельно установленные пределы (п. 2 ст. 9 Конвенции). Необходимо отметить, что в настоящее время Трудовым кодексом указанные пределы не установлены. Следовательно, остатки удлиненного отпуска, превышающего 28 календарных дней, и дополнительных отпусков могут быть использованы и по истечении 18 месяцев, прошедших после окончания года, за который соответствующие отпуска предоставлены.

Конвенция прямо запрещает (признает недействительными) соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 12 Конвенции). По всей видимости, данное положение следует толковать как отказ работника от права на отпуск в принципе (не в конкретном году), зафиксированное в соглашении с работодателем.

В России право работника на ежегодный основной отпуск, продолжительность которого определена законом, закреплено на уровне Конституции (ч. 5 ст. 37). То есть соглашение об отказе от права на отпуск также считается недействительным как ограничивающее конституционные права человека.

Интересно, что Трудовой кодекс предусматривает, что непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд запрещено (ч. 4 ст. 124 ТК РФ). То есть работник может отказаться от использования отпуска по тем или иным причинам, но не более двух лет подряд.

В ст. 12 Конвенции признается недействительным соглашение о неиспользовании отпуска с заменой его компенсацией в денежной или иной форме. С точки зрения приведенных выше положений Конституции подобное соглашение также недействительно.

При этом Трудовой кодекс допускает, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией. Аналогично, при суммировании (перенесении) ежегодных оплачиваемых отпусков денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого из отпусков, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ч. 1, 2 ст. 126 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. На практике толкование этого положения может вызвать сложность. Не совсем понятно, имел ли в виду законодатель отпуска неиспользованные в установленный срок (например, в случае отзыва из отпуска – 1 год), или неиспользованные вне зависимости от такого срока.

Таким образом, Конвенция № 132 содержит ряд нововведений, которые улучшают положение работников по сравнению с Трудовым кодексом. Это, в частности, положения о пропорциональном отпуске (п. 1 ст. 4 Конвенции), исключении выходных дней из продолжительности отпуска (п. 1 ст. 6). Важным также представляется уточнение, что при предоставлении отпуска необходимо учитывать не только производственные интересы работодателя, но и возможности для отдыха, доступные работнику (п. 2 ст. 10).

Поскольку Конвенция после ее ратификации стала частью правовой системы Российской Федерации, работники вправе ссылаться на ее положения при защите своих трудовых прав, например, в суде. Положение, обязывающее работника использовать остаток отпуска в течение 18 месяцев после окончания года, за который он предоставлен (п. 1 ст. 9 Конвенции), не подлежит применению до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.

Законодатель пока не торопится приводить положения Трудового кодекса об оплачиваемых отпусках в соответствие с Конвенцией. Следовательно, до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс гарантии для работников в отношении отпусков сужены не будут.

Изображение - Конвенция мот 132 об оплачиваемых отпусках 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4 проголосовавших: 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here