Как взаимодействуют государство и бизнес

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "как взаимодействуют государство и бизнес". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга. Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом. Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Изображение - Как взаимодействуют государство и бизнес proxy?url=http%3A%2F%2Fipinform.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

Отношения между данными двумя структурами регулируются законодательной базой. Кроме основных законов, есть еще и множество соглашений. Все они призваны определить социальную ответственность, которую несет предпринимательство перед населением страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.

Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Изображение - Как взаимодействуют государство и бизнес proxy?url=http%3A%2F%2Fipinform.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении. Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны. Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.

Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

  • коррупция, являющаяся результатом теневой экономики. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет быстро и с минимальным риском решать мелкие бытовые проблемы. Она же выступает в качестве платы за возможность нарушать закон или инструкции, за принятие положительных решений в пользу предпринимателей;
  • лоббизм – проявляется в виде попыток рабочих групп или общественных организаций влиять на различные органы власти с целью принятия выгодных для данных групп решений;
  • заключение соглашений – является уже более цивилизованным методом достижения договоренностей. Чаще всего встречается в таких формах, как создание квот на рабочие места, Изображение - Как взаимодействуют государство и бизнес proxy?url=http%3A%2F%2Fipinform.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.transвыполнение экономических и социальных планов, реструктуризация задолженностей, размещение заказов;
  • согласительные процедуры – предусматривают возможность возражать решениям регулирующих органов. Федеральное законодательство такие процедуры пока не предусматривает, но они наличествуют в качестве нового явления, открывающего возможности для ведения переговоров между предпринимателями и государством.

К содержанию

Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

  • неэффективности механизмов принятия решений;
  • коррупции;
  • отсутствия прозрачности государственных служб;
  • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
  • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
  • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.
Читайте так же:  Что будет, если не закрыть больничный лист в поликлинике

Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Экономическая нестабильность и засилье кризисных явлений в жизни страны непременно сказываются на таком важном сегменте, как бизнес. На сегодняшний день тему взаимодействия предпринимательских кругов и государственных структур можно назвать самой обсуждаемой в обществе, поскольку даже умам непосвященным понятно, что существование одного без другого просто невозможно. По этой причине очень важно осознавать, в чем проявляется взаимодействие государства и бизнеса и какую пользу они могут извлечь из обоюдной заинтересованности.

Говорить о высокой значимости и большой ответственности, которые берут на себя две самые важные составляющие любой страны, сегодня уже не приходится. Вполне понятно, что каждая из них делает свой вклад в благополучие каждого жителя отдельно и всего социума в целом. При этом каждый из институтов имеет свою сферу влияния, от которой, собственно, и зависит, как живет народонаселение.

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к:

  • обеспечению в обществе стабильности и безопасности жизни;
  • обеспечению социальных выплат;
  • регулированию экономических вопросов;
  • защите экологии и охране окружающей среды;
  • поддержке культурной составляющей общества.

В свою очередь, бизнес-круги влияют на:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества;
  • развитие в социуме отношений собственности;
  • формирование спроса на товары и услуги.

При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность:

Видео (кликните для воспроизведения).
  • наладить конструктивный результативный диалог и взаимодействие бизнеса и власти;
  • поставить корректные цели и задачи;
  • определить инструменты и пути достижения целей.

Задача государства – обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Первое, что необходимо принимать во внимание, – что порядок построения отношений между двумя институтами регулируется на уровне законодательном. Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний. И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы.

Наблюдение за развитием взаимоотношений института власти и бизнеса в зарубежных странах приводит к выводам, что в более развитых и экономически стабильных государствах формы взаимодействия бизнеса и государства отличаются большим разнообразием, начиная от выполнения совместных контрактов, заканчивая образованием интегрированных корпораций и совместных предприятий.

Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так: на рассмотрение власти поступают различные предложения от предпринимателей. Если принимается положительное решение, и проект получает одобрение, государство приступает к созданию определенной инфраструктуры, в рамках которой и будет осуществлена заявленная идея. Только после этого, собственно, начинается этап воплощения ее в жизнь.

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах выглядит несколько иначе. Такой механизм, как правило, носит название Publiс Private Partnership и зиждется на проектах от государства, которые привлекают частные инвестиции для создания необходимой инфраструктуры и реализации плана.

По словам специалистов, именно такая форма взаимодействия является наиболее правильной. Обоснованием тому служит тот факт, что именно власть должна определять, каким должно быть партнерство с бизнесом и выльется ли оно в по-настоящему равноправное сотрудничество.

Нельзя не отметить, что западным странам присущ плюрализм в вопросе построения отношений между двумя основополагающими институтами. Он выражается в таких формах:

  • поддержание конкурентной среды, духа соперничества, что обеспечивает, в свою очередь, свободное развитие личности;
  • возможность получения максимальной прибыли, которая по своей сути является важнейшим, а зачастую и единственным показателем успеха;
  • отношения с государством как с политическим регулятором исключительно в ограниченный временной промежуток;
  • верховенство решений судебных инстанций в спорных вопросах между всеми участниками делового процесса.

Такая концепция позволяет власти играть роль арбитра, не дает ей возможности иметь предвзятое мнение и принимать упрежденные решения.

Как свидетельствует практика зарубежных держав, наиболее успешной схемой в построении диалога между двумя институтами является создание бизнес-ассоциаций, которые берут на себя функцию представления интересов всех форм бизнеса, начиная от малого, заканчивая крупным. Особенно актуальной такая форма взаимодействия является для государств с переходной экономикой, в которых традиция участия граждан в построении современных рыночных отношений находится на стадии формирования. Такой способ ведения диалога эксперты называют самым действенным в процессе оказания влияния на принимаемые властью решения.

Нельзя не отметить, что отличительной чертой, к примеру, Евросоюза, является гибкость внешней политики, что позволяет выстраивать ее на основании интересов бизнес-кругов. Данный метод без труда можно имплементировать и в российской экономике, но для этого нужно решить некоторые проблемы.

Читайте так же:  Как выглядит образец приказа на премию

Учитывая особенности ведения дел в нашей стране, можно сказать, что довольно распространенным является такое явление, как теневая экономика, что обусловлено нежеланием чиновников идти навстречу предпринимателям.

Кроме того, власть всегда заинтересована больше не в промежуточных процессах и результатах, а в результате. По этой причине, если он ее не устраивает, она берет на себя контроль за всеми финансовыми и товарными потоками.

Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие четких форм сотрудничества. При этом сами же предприниматели зачастую нарушают правила игры, что выражается в создании теневых схем, махинациях и навязывании своих условий. Самым верным решением в такой ситуации станет готовность обеих сторон идти на уступки и достижение компромиссов.

Таким образом, весь спектр отношений между двумя структурами можно разделить на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и скрытые, социально значимые и частные.

Основные формы взаимодействия власти и бизнеса можно определить так:

  • лоббизм – попытки определенных групп и общественных объединений продвинуть во власти свои идеи, выгодные для данных профессиональных образований;
  • коррупция как результат теневой экономики. Основная причина, по которой данная форма имеет место, заключается в быстроте принятия выгодных для бизнеса решений. Ее же можно назвать платой за возможность преступать закон, решение мелких бюрократических вопросов, тормозящих важные для бизнеса процессы;
  • согласительные процедуры – на их основании предприниматели получают возможность оспорить принятые властью решения на всеобщих обсуждениях. Данное явление в современной России пока является новым и на федеральном уровне не применяется;
  • заключение соглашений – данный метод более реален для сегодняшней страны и обычно выражается в таких уже хорошо известных формах, как установление квот на что-либо, выполнение планов, реструктуризация долгов и прочих вариантах договоренностей.

При этом инструментами достижения последних могут стать такие виды взаимодействия:

  • совместные государственно-частные компании;
  • лизинг и отношения аренды;
  • госконтракт;
  • концессия.

Учитывая тот факт, что малым предприятиям довольно сложно выйти на равный уровень партнерских отношений, самыми приемлемыми для нашей страны можно назвать как раз последние три варианта.

Не стоит забывать, что даже при взаимной заинтересованности друг в друге оба института должны учитывать ряд особенностей, которые тормозят достижение взаимопонимания.

Все ключевые проблемы взаимодействия бизнеса и власти зиждятся на одной простой особенности – нежелании последней рассматривать предпринимательство как равноправного партнера.

Такая позиция государства обусловлена рядом причин:

  • отсутствием эффективных механизмов принятия необходимых решений;
  • коррупцией;
  • стремлением власти добиться сразу двух результатов – не выйти за рамки закона и получить запланированный результат;
  • отсутствием прозрачности работы государственных служб;
  • низкой профессиональной подготовкой чиновников на различных уровнях государственного аппарата;
  • неэффективностью принимаемых решений.

Все это в конечном итоге ведет к тому, что бизнес не получает возможность осуществлять свою деятельность в нормальной экономической и политической обстановке; это толкает предпринимателей на поиск обходных путей. В такой ситуации уже сложно говорить о соблюдении интересов социума, поскольку каждый из институтов пытается отстоять свои цели. Кроме того, современные реалии не добавляют желания предпринимательским кругам вообще идти на диалог с государством, чему виной существующий опыт взаимоотношений государства и бизнеса: их характер определила постепенно уходящая в историю, но все еще имеющая огромное влияние административно-командная системе управления, которая применялась в СССР.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Взаимодействие государства и бизнеса – основа решения стратегических задач Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Антонова Зоя Георгиевна, Лившиц Вера Исаковна

Рассмотрены проблемы взаимоотношений государства и крупного бизнеса за период перехода к рынку до наших дней. Указанные проблемы связываются с несовершенством налоговой системы, правовой политики, финансовым кризисом, общими проблемами национальной экономики. В рамках дальнейшего реформирования национальной экономики предлагается установить новые рамки отношений бизнеса и власти, выражающиеся в механизме согласования экономических интересов частного корпоративного бизнеса и государства через систему корпоративной социальной ответственности крупных компаний.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Антонова Зоя Георгиевна, Лившиц Вера Исаковна,

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства и бизнеса – основа решения стратегических задач Российской экономики»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА – ОСНОВА РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

З.Г. Антонова, В.И. Лившиц

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассмотрены проблемы взаимоотношений государства и крупного бизнеса за период перехода к рынку до наших дней. Указанные проблемы связываются с несовершенством налоговой системы, правовой политики, финансовым кризисом, общими проблемами национальной экономики. В рамках дальнейшего реформирования национальной экономики предлагается установить новые рамки отношений бизнеса и власти, выражающиеся в механизме согласования экономических интересов частного корпоративного бизнеса и государства через систему корпоративной социальной ответственности крупных компаний.

Бизнес-компания, российская олигархия, дефолт, экспансия, бизнес-среда, национализация, корпоративная социальная ответственность.

В процессе реформирования российской экономики в результате разгосударствления и приватизации сформировалась новая хозяйственная среда и новые субъекты хозяйствования: от предприятий мелкого и среднего бизнеса до рыночных гигантов – крупных корпораций или крупных бизнес-групп, которые сыграли огромную роль в становлении современной политической и экономической системы страны. Если проследить постсоветскую историю, то можно отметить, что отношение государства к бизнес-группам в различные периоды времени и роль последних в экономике страны видоизменялись. Причиной этому было изменение правил игры, вызванные изменением каких-либо законов либо неопределённостью внешней бизнес-среды, постоянно шла корректировка в расстановке политических сил из-за смены правительства. Каждое из этих изменений накладывало свой отпечаток на деятельность крупных бизнес-компаний, составляющих сегодня основу национальной экономики. На основании этого можно анализировать определённые периоды времени, которые отражали бы отношения между государством и бизнес-группами.

Читайте так же:  Больничный по уходу за больным родственником

В отношениях бизнес-групп и государства основой институциональных преобразований является регулирование норм права и этики бизнеса, которые устанавливаются государством, а главное, выражают экономические интересы государства как главного субъекта национальной экономики. К сожалению, спецификой России является то, что наше государство отталкивалось и отталкивается не от того, чтобы создать определённые оптимальные условия для развития отечественного бизнеса, защитить свободу выбора той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешённой законом, главное для нашего государства – это создание условий для сбора налогов. Главной функцией налогов в России является фискальная. Более того, только при своевременном поступлении налогов в бюджет государство живёт как субъект рынка и главный субъект экономики.

Крупный бизнес в форме финансово-промышленных групп (ФПГ), концернов, корпораций оказывает большое влияние на развитие политической системы страны. Транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ), деятельность которых носит межрегиональный характер, тоже способны на активное политическое действие на уровне федерации. Поли-

Антонова Зоя Георгиевна,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.

E-mail: [email protected] Область научных интересов: государственное регулирование, корпоративный бизнес, экономический рост.

Лившиц Вера Исаковна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.

E-mail: [email protected] Область научных интересов: экономика общественного сектора, государственная научно-техническая политика, проблемы развития социальной сферы.

тическая роль мелкого и среднего бизнеса незначительна, так как основу экономики страны представляют крупнейшие бизнес-группы, сосредоточенные в основном в добывающих отраслях национальной экономики и обеспечивающие экономический рост. Во взаимоотношениях власти и крупного бизнеса можно выделить несколько периодов времени.

Второй период охватывает 1996-1998 гг. Характерным для данного периода является то, что основу экономики России представляют крупные бизнес-группы, интегрированные с финансовым и торговым капиталом. Их политическая роль и влияние превалирует даже над ресурсом публичных государственных институтов. К примеру, правительство, возглавляемое С.В. Кириенко, не нашло поддержки крупных корпоративных структур бизнеса. В выборах президента в 1996 г. крупный бизнес сыграл также немаловажную роль. Этот период времени характерен и тем, что произошло расслоение бизнес-групп, возникновение крупных корпоративных конфликтов, связанных в основном с процессами экспансии. Приближенные к власти бизнес-группы, входя в коррупционные отношения с представителями власти, которые оказывали значительное влияние на передел и делёж собственности, а так же на направления финансовых потоков, занимали лидирующее положение на рынке. Доминирующей тенденцией этого периода оказалась тенденция враждебных захватов. Это был период первого передела собственности, в результате которого некоторые компании проиграли, а некоторые устояли и выдержали последствия кризиса 1998 г. Это, к примеру, нефтяные компании Сургутнефтегаз, ЛУКойл.

Четвертый период охватывает 2000-2004 гг. В этот период государство как субъект

Пятый период охватывает 2005-2008 гг. и продолжается в настоящее время. Большинство политиков и экономистов считают этот период особым для экономической и политической жизни России. Во-первых, большинство крупных бизнес-групп, являющихся частными по форме собственности, вопросы, связанные с принятием каких-либо управленческих решений и стратегических установок, решали практически без участия государства и власти. В условиях формирования моноцентрической системы управления, в которой усиливалась жесткость вертикали власти, практика существования таких структур противоречила общей политической тенденции, которая выражала политику государства в последние годы. Всё это привело к тому, что, несмотря даже на кажущуюся беспроблемность деловых связей власти и крупного бизнеса, в России была проведена фактическая национализация целого ряда предприятий, в том числе и крупного бизнеса. Во второй половине 2008 г. финансовый кризис лишил крупные компании зарубежного инвестирования, при этом остро встал вопрос о возврате кредитов. В результате государство получило право влиять на крупнейшие компании и стало, к примеру, владельцем блокирующего пакета акций Норильского никеля [1].

Во-вторых, сегодня определились такие приоритеты, как борьба с коррупцией, борьба с бедностью и модернизация армии и экономики в целом. Эти задачи могут быть решены с помощью крупного бизнеса. И на сегодня задачей номер один стоит вопрос о создании партнёрских отношений государства и частного корпоративного бизнеса. Борьба с коррупцией – это, пожалуй, самое уязвимое место. На протяжении десятилетий все важные вопросы решались с помощью взяток. Поэтому сейчас ведётся активная борьба с коррупцией на всех уровнях власти.

альная ответственность (КСО). Понятие КСО варьируется в широких пределах – от корпоративной благотворительности до создания рабочих мест и строгого соблюдения законов. КСО предполагает, что крупный бизнес должен не только ставить своей целью достижение каких-либо коммерческих и финансовых результатов, но и способствовать решению таких вопросов, как устойчивое финансовое развитие, бизнес-этика, охрана окружающей среды, неущемление социальных и экономических прав. Как отмечает Л. Полищук, «. эффективность государственного регулирования зависит от сложности и масштаба решаемых задач и способности регулирующих органов эффективно исполнять свои функции. Чем сложнее и многочисленнее требующие регулирования задачи и чем сильнее сомнения в способности государства с ними справиться, тем больше оснований полагаться на КСО» [2. С. 12].

В-третьих, велика роль крупных бизнес-структур в решении стратегической задачи России модернизировать её производственно-технологическую базу и занять свою нишу в рамках шестого технологического уклада – неоиндустриализации. При этом усиливается определяющая роль государства. В создавшихся условиях, именно государственный сектор экономики должен реализовывать на практике концепцию модернизации и диверсификации экономики страны, направленную на экономический рост. Для реализации плана стратегического развития России, на наш взгляд, возникает необходимость в государственном регулировании таких параметров, как норма и эффективность накопления. По расчётам академических институтов фонд внутреннего накопления для предприятий обрабатывающей промышленности должен быть не меньше 25 % ВВП, в России норма накопления всего 18 %. Все страны с рыночной экономикой, проводя модернизацию, в течение длительного времени повышают уровень инвестиций в производственный капитал [3].

Читайте так же:  Как вернуть предоплату за товар при отказе от покупки

Надо отметить и то, что в период финансового кризиса не все предприятия пострадали, выжил корпоративный бизнес, и он обязан помочь государству стать лидером на мировом рынке, производя наукоемкую продукцию, внедряя новые ресурсосберегающие технологии, нанотехнологии, биотехнологии, и проявлять заботу о человеке-работнике. А государство, реализуя свою политику в развитии национальной экономики, будет, в свою очередь, поддерживать этот бизнес. При этом государство должно создавать условия для инновационной активности частного корпоративного бизнеса.

По нашему мнению, необходимо для корпораций, занимающихся инновационной деятельностью, модернизацией морально и физически изношенного оборудования, предусмотреть некоторый временной период с установлением ставки отчислений на социальные нужды на уровне 2010 г. – 26 %, а может быть и ниже.

Как показывает практика, минимальная активность в использовании инноваций отмечается в самых успешных и прибыльных секторах сырьевого, в основном нефтегазового, комплекса страны; удельный вес фирм, взявших на вооружение технологические инновации, представлен сегодня лишь 5.7 %. Это крайне низкие показатели. В низкорентабельной на сегодня машиностроительной отрасли экономики использование инноваций составляет до 26 %. Таким образом, происходит резкое снижение технологического уровня российского топливноэнергетического комплекса

Так что если у крупного бизнеса спрос на инновации невелик, то можно предположить, что сама система ведения бизнеса России несовершенна: нет преференций в налогах у инноваторов, отмечается недоразвитость правовой базы. Поэтому именно государство должно создать институциональные условия активизации инновационной деятельности крупных компаний.

1. Паппэ Я., Колесник И., Сулакшин С. и др. Крупнейшие российские компании: новая ситуация // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 1. – С. 122-126.

2. Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. – 2009. – № 10. – С. 4-22.

3. Антонова З.Г., Лившиц В.И. Неоиндустриальная модернизация как фактор интенсивного развития // Экономист. – 2012. – № 11. – С. 3-45

Все существующие в обществе структуры можно разделить на три части (сектора). Первую часть или первый сектор составляют государственные органы, которые охватывают все три ветви государственной власти: законодательную (парламент), исполнительную (президент, правительство, исполнительные органы на местах) и судебную (вся система судебных органов). Другими словами, первый сектор – это и есть государство как организация политической власти. Второй сектор – это вся совокупность предприятий и иных организационных структур, как государственных, так общественных и частных, которые занимаются производственной деятельностью, а также оказанием услуг. Это, в сущности, те структуры, которые составляют экономическую основу общества.

Каждый из секторов имеет свою миссию, области деятельности, технологии работы, организационные структуры, системы управления, ресурсную и нормативную базы, а также различающиеся сферы использования продукции и рынки товаров и услуг.

Если свести к минимуму описание особенностей и отличий этих трех секторов, то важнейшими из них являются форма собственности, миссия и технологии работы.

Для первого сектора характерны государственная, муниципальная и смешанные формы собственности, миссия состоит в защите прав граждан, обеспечении безопасности страны, создании правовой базы, формировании доходной части бюджета определенного уровня и распределении доходов между территориями и сферами жизни, развитии системы образования, здравоохранения и т.п. Технологии работы первого сектора отличаются спецификой деятельности ветвей власти: исполнительной (административной), законодательной и судебной, а также характером функционирования государственных и муниципальных учреждений.

Для коммерческого сектора характерны частная и акционерные формы собственности, миссия состоит в максимальном извлечении прибыли на основе предоставления товаров и услуг (предложения) в конкурентной борьбе с другими участниками внутреннего и внешнего рынка для удовлетворения или формирования спроса на них. Этот сектор характеризуется широким спектром применяемых технологий работы в сфере той деловой активности, которая является профильной для той или иной конкретной фирмы.

Для третьего сектора основной формой собственности является общественная, миссия заключается в лоббировании общественных же интересов, предоставлении социальных услуг целевым группам, общественной экспертизе и др. Технологии работы разнообразны и зависят от профиля деятельности некоммерческой организации и ее взаимоотношений с целевой группой.

В настоящее время вопрос развития сети предприятий бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

  • – выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
  • – выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
  • – создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М., 2013. С.134.

Как показывает практика, бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.

Проблемы дальнейшего развития в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М., 2013. С.137.

Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малого бизнеса уходить в теневую экономику.

В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выявило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства обладают 65 проверяющими организациями. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного контроля, остальные их обслуживают. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М., 2013. С.45.

Читайте так же:  Увольнение при ликвидации обособленного подразделения

Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально- техническая, так и финансовая. Практическая речь идет о создании нового сектора экономики. В течении десятилетий такой сектор у нас, в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной части массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М., 2013. С.46.

Должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл, в том чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующий малый бизнес (Гражданский Кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФРС», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет свободной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющихся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб., 2015. С.75.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его старые рамки планово- административной системы с ее ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Там же.

Непростая проблема связана с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

Тем не менее, отечественный бизнес имеет перспективы развития. Выше мы показали, что в сравнении с промышленно развитыми странами масштабы развития малого бизнеса в нашей стране существенно ниже. Это не могло быть иначе, так как по существу на путь рыночных преобразований Россия вступила лишь 10-12 лет назад. Сейчас стране необходимо главное – создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.

Масштабы развития бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М., 2015. С.145.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М., 2014. С.85.

Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой – монополией государственных научно – исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Изображение - Как взаимодействуют государство и бизнес 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here