Исправительно трудовое право

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "исправительно трудовое право". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпали необходимость и возможность привлечения населения к трудовой повинности в ее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отменил топливную, гужевую и иные повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в случае стихийного бедствия. Тем же Декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях. Аналогичные акты были приняты и в других союзных республиках.

Изменились основания найма на работу. В условиях мирного времени и достаточного количества рабочей силы появилась возможность последовательно учитывать желание гражданина работать в том или ином учреждении, организации, предприятии. Основанием для поступления на работу стал трудовой договор, заключенный работником и администрацией. Соответственно изменился и порядок увольнения с работы. 19 апреля 1921 г. Постановлением СНК РСФСР, в точности повторенным на Украине, закреплялся упрощенный порядок перехода рабочих и служащих с одного предприятия на другие.

Введение хозяйственного расчета на предприятиях, допущение частного предпринимательства потребовали возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны были быть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифы заработной платы. Регулирование подобным способом размеров заработной платы было обусловлено не только наличием частного сектора, но и тем, что государственные предприятия находились в различном технико-экономическом состоянии. Чтобы обеспечить равную плату за равный труд, следовало компенсировать более высоким тарифом труд рабочих тех предприятий, где техника была хуже.

Видео (кликните для воспроизведения).

На профсоюзы в условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдением администрацией государственных предприятий и особенно частными предпринимателями норм советского трудового права. Одновременно профсоюзы проводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда.

Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. КЗоТ РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. В союзных республиках издавались свои трудовые кодексы, основанные на общих принципах, закрепленных в КЗоТ РСФСР. Действие кодексов распространялось на всех лиц, работавших по найму. В них устанавливались нормы рабочего времени и времени отдыха. Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для подростков в возрасте от 16 до 18 лет, для лиц, работающих на подземных работах и занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовой рабочий день. Сверхурочные работы, как правило, не допускались. Законодательно закреплялись еженедельный отдых, праздничные дни и ежегодные отпуска.

Особое внимание было уделено регулированию труда подростков и женщин. Содержались в кодексах и нормы о технике безопасности, о правах и обязанностях профсоюзов.

В связи с переводом большей части предприятий на хозяйственный расчет и наличием частного сектора в экономике изменились источники материального обеспечения рабочих и служащих в случае потери ими трудоспособности. В стране переходят от системы государственного социального обеспечения к системе государственного социального страхования, т.е. надлежащие пособия выдаются теперь не из бюджета, а из страховых фондов, образуемых предприятиями и учреждениями.

Развитие народного хозяйства и индустриализация страны требовали подъема производительности труда и укрепления трудовой дисциплины. Постановлениями СТО СССР от 18 мая 1926 г. “О поднятии производительности труда в промышленности и на транспорте” и СНК СССР от 6 марта 1929 г. “О мерах по укреплению трудовой дисциплины в государственных предприятиях” была повышена ответственность руководителей предприятий за состояние дисциплины труда и администрации предприятий были предоставлены более широкие права в наложении дисциплинарных взысканий на работников.

Успехи социалистического строительства создали возможность в октябре 1927 г. объявить о переводе фабрично-заводских рабочих с восьмичасового на семичасовой рабочий день без уменьшения заработной платы. В 1929 г. был осуществлен переход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) и шестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю. Последний день такой недели являлся выходным.

Исправительно-трудовое право. Использование труда преступников известно, как помним, отечественному праву еще со времен Петра I, когда каторжники строили портовые сооружения, каналы, добывали полезные ископаемые “во глубине сибирских руд”. Тогда тяжкий каторжный труд рассматривался как искупление греха, покаяние и т.п. В советское время использование труда заключенных получило иную идеологическую окраску. Преступление считалось пережитком капитализма, а преступники разделялись на тех, которые привыкли пользоваться чужим трудом, сами не желая трудиться, и на несознательных рабочих и крестьян, которые еще не могли понять, что они совершают противоправные поступки, идущие себе же во вред. Следовательно, тех и других нужно было воспитывать и перевоспитывать и прежде всего трудом. Отсюда и возникла принципиально новая отрасль права – исправительно-трудовое.

Надо сказать, что идея перековки имела под собой определенные основания. Какая-то часть преступников действительно исправлялась и возвращалась в общество с тем, чтобы заниматься честным трудом. Однако нельзя сказать, чтобы таких было большинство. Об этом свидетельствует высокий процент рецидива. Многие преступники, выйдя из мест лишения свободы, скоро снова оказывались там, порой и не один раз. Тем не менее законодательство упорно проводило идею перевоспитания трудом.

Читайте так же:  Особенности классификации бизнес-процессов

Исправительно-трудовое право выделилось из уголовного, неотъемлемой частью которого до сих пор были нормы о реализации наказания. Так, ст. 8 УК РСФСР 1922 г. содержит указания на цель применения мер социальной защиты. Но в 1924 г. впервые соответствующие нормы были объединены в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР.

Статья 1 Кодекса определяла его задачи: установление правил по осуществлению на территории РСФСР начал уголовной политики путем соответствующей организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Ставится цель – реформировать существующие исправительные учреждения в соответствии с потребностями общества, создав сеть трудовых сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов с различным режимом содержания. Труд заключенных должен использоваться хотя бы для частичного возмещения расходов на содержание названных заведений.

Управление местами лишения свободы децентрализуется на уровне губерний, где губернские органы принимают активное участие в жизни колоний, путем создания распорядительных комиссий, в которые входят губернский (областной) инспектор мест заключения, член губернского (областного) суда, представители губернской или областной рабоче-крестьянской инспекции и другие местные работники. На комиссии возлагается распределение приговоренных к лишению свободы по местам заключения и перевод их из одного исправительно-трудового учреждения в другое в пределах губернии, ходатайство перед судом о продлении срока заключения в отношении несовершеннолетних заключенных, не обнаруживших достаточного исправления к концу отбытия ими срока назначенной судом меры социальной защиты согласно ст. 56 Уголовного кодекса, ходатайство перед соответствующими органами об отмене или замене содержания под стражей тех трудящихся, в отношении которых, по мнению распорядительной комиссии, могут быть применены другие меры исправительно-трудового воздействия или пресечения, и т.п.

Центральным органом управления исправительными учреждениями выступает Главное управление местами заключения (ГУМЗ), созданное в 1922 г. в системе НКВД. ГУМЗ имеет свои местные органы. Лишь несколько специальных лагерей подчинялось ВЧК, а потом ОГПУ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключенные подразделяются на три категории, причем важным критерием для включения в ту или иную является классовая принадлежность. К первой категории относятся подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией, ко второй – профессиональные преступники, а также те из заключенных, которые, не принадлежа к классу трудящихся, совершили преступление вследствие своих классовых привычек, взглядов или интересов, к третьей – все остальные заключенные. Кроме того, заключенные подразделяются на три разряда – начальный, средний и высший. Они переводятся из одного в другой по мере пребывания в колонии и в зависимости от поведения.

При каждом месте заключения учреждается наблюдательная комиссия в составе начальника места заключения, народного судьи, в районе которого находится данное место заключения, и представителя бюро профессиональных союзов. На комиссию возлагаются наблюдение за переводом и, в случае неправильности, отмена перевода заключенных из одних разрядов в другие, предварительное обсуждение и представление в распорядительную комиссию по собранным о личности заключенных данным вопроса о досрочном их освобождении, представление в распорядительную комиссию о переводе заключенных из одного исправительно-трудового учреждения в другое и иные важные обязанности. В 1929 г. распорядительные комиссии были упразднены, а права наблюдательных комиссий вследствие этого расширены.

Общие принципы режима в местах лишения свободы были достаточно либеральными. Например, допускались не только свидания, но и отпуска (ст. 20 ИТК и др.). Во всяком случае режим в местах заключения должен был быть лишен признаков мучительства. Запрещалось применение таких мер воздействия, как кандалы, наручники, карцеры, лишение пищи, свидания заключенных с их посетителями через решетку.

Труд считается обязательным для всех трудоспособных, причем хорошая работа поощряется сокращением срока заключения или даже переводом на принудительный труд без содержания под стражей.

В местах лишения свободы организуется обучение заключенных, как общеобразовательное, так и профессиональное, с тем чтобы, выйдя на свободу, человек мог спокойно устроиться на работу.

Обеспечивается и охрана труда, причем инспектора труда, санитарные инспектора, технические инспектора должны требовать от администрации колонии немедленного исправления нарушений, сообщая одновременно о них прокурору.

Общеобразовательное обучение является и правом, и обязанностью заключенных не только для ликвидации неграмотности и малограмотности, но и даже для получения знаний в объеме начальной школы. Кроме того, в колониях должна вестись культурно-воспитательная работа, для чего создаются материальные условия.

Кодекс предусматривал широкую серию мероприятий для помощи отбывшим срок заключения: оказание материальной помощи неимущим, предоставление жилья и питания на льготных условиях в течение определенного времени, ссуд на приобретение рабочих инструментов, обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода и др. Эти обязанности возлагались на Главное управление местами заключения и его местные органы.

На следующий год (в 1925 г.) был принят ИТК Украины, построенный на тех же принципах, что и российский . Одновременно были введены в действие кодексы Грузии, Узбекистана и Азербайджана, в 1926 г. – Белоруссии, в 1928 – Туркмении.

В данный период, особенно в его начале, неоднократно проводились амнистии. В 1923 г. специальной комиссией ВЦИК и ЦК РКП(б) было освобождено до 60% заключенных.

Читайте так же:  Выгодно ли брать автокредит в 2019 году

В 1928 г. в стране числилось 213 – 217 тыс. лишенных свободы – примерно столько же, сколько было в царской России в 1913 г. .

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое “Исправительно-трудовое право” в других словарях:

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВОЕ ПРАВО, отрасль права и система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания назначенных судом наказаний. Исправительно трудовым правом называется также одна из отраслей юридической науки … Современная энциклопедия

Исправительно-трудовое право — ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВОЕ ПРАВО, отрасль права и система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания назначенных судом наказаний. Исправительно трудовым правом называется также одна из отраслей юридической науки. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — до середины 1990 х гг. название уголовно исполнительного права, совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказаний и применения мер исправительно трудового воздействия, тесно связано с… … Юридическая энциклопедия

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — в РФ до середины 1990 х гг. название уголовно исполни тельного права … Юридический словарь

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — до середины 1990 х гг. назван т уголовно исполнительного права, совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказаний и применения мер исправительно трудового воздействия, тесно связано с… … Энциклопедический словарь экономики и права

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — до середины 1990 х гг, название уголоено исполнительного права … Энциклопедия юриста

исправительно-трудовое право — до 1996 название уголовно исполнительного права … Энциклопедический словарь

исправительно-трудовое право — в РФ до середины 1990 х гг. название уголовно исполни тельного права … Большой юридический словарь

ПРАВО ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ — ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВОЕ ПРАВО … Юридическая энциклопедия

ПРАВО ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ — (см. ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВОЕ ПРАВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

Значение ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

право, отрасль социалистического права, нормы которой регулируют порядок и условия отбывания уголовного наказания и применения к осуждённым мер исправительно-трудового воздействия, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовного наказания. В СССР предмет И.-т. п. определён Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которым задача исправительно-трудового законодательства состоит в обеспечении исполнения уголовного наказания. Основы определяют принципы и устанавливают общие положения исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания, назначаемого судом. Кроме того, порядок и условия отбывания различных видов наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия регламентируются исправительно-трудовыми кодексами и иными законами Союза ССР и союзных республик.

И.-т. п. тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все эти отрасли права служат решению общих задач борьбы с преступностью, основные принципы уголовного права являются ведущими и для И.-т. п. Однако, несмотря на общность задач и основных принципов, эти отрасли права отличаются друг от друга по предмету регулируемых ими общественных отношений: уголовное право определяет цели, содержание и виды наказаний, регулирует условия их назначения и освобождения в судебном порядке, а И.-т. п. – порядок и условия его исполнения и отбывания (см. Исполнение наказания ).

Исправительно-трудовое право тесно связано и со специальными отраслями педагогики и психологии: исправительно-трудовой педагогикой и психологией, так как исполнение наказания предполагает наряду с осуществлением кары применение целой совокупности приёмов, средств и методов педагогического и психологического воздействия.

И.-т. п. как самостоятельная отрасль права начало развиваться в первые годы Советской власти. В 1918 была принята временная инструкция НКЮ РСФСР ‘О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового’ – первый нормативный акт, регулировавший деятельность исправительно-трудовых учреждений. Большая роль в определении основных принципов исправительно-трудовой политики принадлежит В. И. Ленину, который в ряде своих работ отмечал такие принципы работы исправительно-трудовых учреждений, как дифференцированный подход к различным категориям преступников, гуманное отношение к осуждённым, исправление их при помощи различных средств воздействия. Эти положения получили развитие в последующих законодательных актах по И.-т. п. В решениях 20-го, 22-го и 23-го съездов КПСС поставлены задачи укрепления социалистической законности и правопорядка, усиления идеологической, воспитательной работы, развития советской демократии, повышения роли общественности в борьбе за искоренение преступности. В 1954-61 были приняты нормативные акты, регулирующие порядок исполнения наказания.

Важнейшим этапом развития И.-т. п. явились принятые в июле 1969 Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик – общесоюзного закона, определившего принципы и установившего общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, а также принятие исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Широкое развитие в СССР получила наука И.-т. п., которая изучает не только нормы этой отрасли права и регулируемые ими общественные отношения, но и социально-экономические закономерности, обусловливающие развитие системы органов исполнения наказания, эффективность их работы, обобщает практику.

Лит.: Исправительно-трудовое право, М., 1966; Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959 гг.), М., 1959.

Читайте так же:  Регистрация ип нужна ли помощь специалистов

Тенденция к смягчению наказаний и освобождению от уголовной ответственности за деяния, не имеющие большой общественной опасности, и одновременно к усилению репрессии за тяжкие преступления, проявившаяся в предыдущий период, продолжает развиваться и теперь. Широко применяется условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания, причем вводится принцип обязательного привлечения к труду досрочно освобожденных. В то же время некоторые преступления караются усиленно. Например, в 1973 г. была резко повышена ответственность за угон воздушных судов, вплоть до смертной казни. Преступление это, имевшее место и в зарубежных странах, у нас иногда совершалось в целях незаконной эмиграции. Однако наказание за это преступление было нацелено не только на то, чтобы покарать такого беглеца, но и обезопасить жизнь других пассажиров и экипажа самолета.

В очередной раз усиливается ответственность за хулиганство. Любопытно прореагировало государство на участившиеся мелкие кражи на производстве. К так называемым несунам кроме применения мер уголовной или административной ответственности добавлялись и другие формы воздействия: лишение премий, вознаграждений по итогам годовой работы предприятия (учреждения), льготных путевок в дома отдыха или санатории, перенос очередности на получение жилплощади.

Война давно кончилась, но ее отголоски еще существовали. Поэтому через 20 лет после Победы был принят Указ о наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени их совершения. Он предусматривал применение всех мер наказания, вплоть до смертной казни, как к немецко-фашистским преступникам, так и их пособникам из числа советских граждан.

Впервые в истории советского права в 1969 г. были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, вслед за чем в республиках издали соответствующие кодексы. В законодательстве были проведены, хотя и не все, принципы, знакомые нам уже по законам 20-х гг., направленные на целесообразность и гуманизацию отбывания наказания: обязательное привлечение заключенных к труду, обучение их общеобразовательным и профессиональным предметам и т.д.

В 1983 г. было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Оно предусматривало порядок и условия исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.

Исправительно-трудовое законодательство требует сочетания принуждения и убеждения, точного соблюдения законов при исполнении приговоров, обеспечения законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, строго дифференцированного, индивидуального подхода к каждому осужденному, раздельного содержания различных категорий осужденных.

В законодательстве предусматривались меры, направленные на приспособление освобожденных из мест заключения к нормальным условиям жизни в обществе.

Процессуальное право проявляет тенденцию к расширению гарантий обвиняемым и подсудимым. В 1969-1970 гг. изменяются порядок и момент привлечения защитника к делу, т.е. усиливается право обвиняемого на защиту. Теперь адвокат допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для Ознакомления всего производства по делу. Но по постановлению прокурора он может быть допущен и с момента предъявления обвинения.

Последовательным проведением принципа презумпции невиновности обусловлено принятие Положения о предварительном заключении под стражу. Закон проводит резкую грань между заключением под стражу как мерой пресечения и лишением свободы в порядке исполнения наказания. Заключение под стражу рассматривается как крайняя мера пресечения, необходимая, лишь когда есть основание предполагать, что обвиняемый может скрыться от следствия или суда либо будет препятствовать установлению истины при расследовании преступления, продолжать преступную деятельность или уклонится от исполнения приговора.

Сохраняется, тем не менее, порядок, по которому предварительное заключение при осуждении гражданина к лишению свободы засчитывается ему в срок отбытия наказания.

Названное Положение заменило соответствующие нормы, предусмотренные ранее уголовно-процессуальными и исправительно-трудовыми законами союзных республик.

В заключение следует отметить развитие советской правовой системы в силу применения норм международного права. В данный период происходит дальнейшая дифференциация международного права, которое с давних пор подразделяется на публичное и частное. После Второй мировой войны возникает новая подотрасль, вызванная к жизни необходимостью наказать военных преступников Германии и Японии, которую в просторечии называют международным уголовным правом. Однако теперь новые потребности обусловливают появление таких подотраслей, как космическое и международное экологическое право.

Выход сначала Советского Союза, а затем и США в космос породил потребность в урегулировании возможных осложнений, связанных с использованием космической техники и космического пространства. Эти проблемы были урегулированы заключением соответствующих договоров и конвенций, касающихся не только двух держав, но и всяких иных, которые могут быть затронуты в связи с использованием космоса. Уже в 1967 г. СССР подписал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. На следующий год было ратифицировано Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. В 70-х гг. появились уже международные соглашения о хозяйственном использовании космоса. В 1972 г. были созданы международная система и Организация космической связи “Интерспутник”-. Характерно, что местопребыванием новой организации была определена Москва – столица родины первого в истории человечества космонавта. В том же году подписано Соглашение между СССР и США по данному поводу.

Читайте так же:  Популярные вопросы о расчетном счете ооо

В последующие годы были заключены еще некоторые договоры по космическим проблемам.

Технический прогресс вызвал серьезные негативные последствия, имеющие глобальный характер. Человечество в погоне за удобствами встало на грань самоуничтожения. Это побудило здравомыслящую его часть озаботиться мерами, способными хоть сколько-то воспрепятствовать разрушению среды обитания. А потому данный период характеризуется принятием международных мер к всесторонней охране природы. Советский Союз включился в эту благородную и жизненеобходимую деятельность.

В 1980 г. СССР ратифицировал Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния1. В 1978 г. подписаны конвенции об охране тюленей Арктики и об охране морской среды Балтийского моря. Заключаются и двусторонние договоры. Так, в 1973 г. СССР подписал с Японией Конвенцию об охране перелетных птиц. Совет Министров СССР издал специальное постановление о реализации этой Конвенции. В 1972 г. было подписано Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Оно предусматривало, что стороны будут развивать сотрудничество в этой области на основе равноправия, взаимности и обоюдной выгоды.

Международные договоры и соглашения неизбежно находили отражение и реализацию во внутреннем праве Союза и союзных республик.

Таким образом, рассматриваемый период развития Советского государства – середина 60-х – середина 80-х гг. – начался с контрреформ 1964-1963 гг., а завершился новым и существенным поворотом, который произойдет в 1985 г. В связи с этим вряд ли правомерно отодвигать границы данного периода к самому началу 60-х гг., как это делают некоторые авторы, следуя старой историко-партийной традиции, связывая периодизацию с очередным, XXII съездом КПСС.

Также неправомерно объединять рассматриваемый в этой главе период развития с последующим, ибо 1985 г., как мы позже увидим, стоит не только на границе периодов, но и на грани эпох, замыкая эпоху социализма и открывая переходный от социализма к капитализму период – период реставрации капитализма в нашей стране.

Рассматриваемое время оказалось, как и прежние, сложным и противоречивым. Продолжалась холодная война, грозившая перерасти в атомное безумие. Советское государство принимало меры к ослаблению международной напряженности, и они давали эффект, но устранить угрозу не могли. Опасность порождала гонку вооружений. Она была обременительна для обеих сторон, но для нас больше. Создавалась масса нового вооружения, в том числе ядерного, далеко выходящая за пределы разумного. Человечество изготовило такое количество атомных бомб и ракет, которого было достаточно для трехкратного уничтожения жизни на Земле. Чрезмерные расходы на вооружение создавали трудности в советской экономике. Сказывались и внутренние противоречия социализма. Социалистическая система по своей природе была чересчур гуманной, она позволяла не только хорошим работникам, но и бездельникам жить спокойно. Производительность труда при социализме оказалась значительно ниже, чем при капитализме, и этот разрыв продолжал увеличиваться. Задачи, поставленные еще в 30-х гг. – “догнать и перегнать передовые капиталистические страны”, – оказались на деле трудновыполнимыми.

Развитие государства характеризуется контрреформами. И в организации государственного единства, и в государственном механизме происходят изменения, направленные на то, чтобы отменить хрущевские реформы. Однако в дальнейшем, в 70-е гг., особых преобразований в государстве не происходит, если не считать тех, которые вытекали из принятия новой Конституции.

Что касается права, то по содержанию оно также мало изменилось, однако в форме права происходят заметные преобразования, они характеризуются апогеем кодификации, в массовом порядке создаются Основы конкретных отраслей права, кодексы в республиках и Союзе.

Жизнь требовала изменений, реформ, совершенствования социалистической системы государства и права, но история пошла по другому пути.

После февральской революции 1917г. Временное правительство осуществило ряд мер по гуманизации отбывания наказания в местах лишения свободы. Части осужденных, принимавшим участие в работах, связанных с военными нуждами и зарекомендовавших себя безукоризненным поведением и усердием в работе, сокращался срок отбывания наказания. Были отменены некоторые жестокие средства воздействия на заключенных. Так, в частности, отменялись наказания розгами, наложения оков и одевание смирительной рубашки. Для каторжных женщин одиночное заключение сокращалось наполовину. Лица, виновные в совершении правонарушения, не могли в дальнейшем переводиться в разряд «исправившихся».

В приказе Главного тюремного управление указывалось на необходимость проявлять гуманность к заключенным, уважать их личное достоинство. В соответствии с этим, тюремной администрации предписывалось в тех случаях, когда применение телесного наказания зависело от усмотрения должностного лица тюрьмы и назначать это наказание. Приказы напоминали, что превышение власти в отношении заключенных должностным лицо в местах заключения подсудно.

Главной задачей наказания определялось перевоспитание человека, совершившего преступление.

Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы являлась Временная инструкция 1918 г. Характерной особенностью Временной инструкции является предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке и установлении внутреннего распорядка мест заключения; при этом они могли применять правила «Общей тюремной инструкции 1916 г.», которые не отменены революцией и не противоречат положению Временной инструкции.

Читайте так же:  Осаго онлайн в ск югория — как купить

Временная инструкция определяла следующие места заключения:

· общие места заключения (тюрьмы);

· воспитательно-карательные реформатории и земледельческие колонии (в основном для молодежи);

· испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;

· карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями);

При применении мер репрессии Временная инструкция провела четкую классификацию нарушителей: лица, нарушающие порядок и дисциплину, и лица, не желающие работать без основательных причин.

Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, был декрет СНК от 14.01.1918г. «О комиссиях для несовершеннолетних». В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В соответствии с этим Декретом, из мест лишения свободы несовершеннолетние были освобождены, и центр тяжести в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних был перенесен на меры воспитательного и предупредительного характера. Вместе с тем проявлялась забота о том, чтобы правонарушители из числа молодежи (17 лет и старше), осужденные к лишению свободы, отбывали наказание в особых исправительно-трудовых учреждениях.

25.11.1918г. было принято постановление НКЮ «О досрочном освобождении».

Согласно Инструкции о досрочном освобождении лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы, могли быть по постановлению народного судьи или революционного трибунала по подсудности освобождены до истечения срока наказания. Ходатайство о досрочном освобождении возбуждалось самим осужденным, его близкими, или распределительной комиссией.

В рассматриваемый период возросла политическая и уголовная преступность. Советская власть с целью защиты революции приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью.

Правовые основы функционирования концлагерей отличались от исправительно-трудовых учреждений. В лагеря по постановлению ВЧК направляли на время гражданской войны лиц из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов.

Следующим этапом в развитии исправительно-трудового законодательства стали «Правила внутреннего распорядка в местах заключения», введенные циркуляром НКЮ в июле 1920г. Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статей, которые составляли в последующем «Положение об общих местах заключения РСФСР 1920г.»

Положение об общих местах заключения РСФСР 15.11.1920 г. стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждений. Установив четкое распределение заключенных на категории и разряды, и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зависимости от степени исправления, Положение тем самым закрепило прогрессивную систему отбывания наказания в местах заключения. Согласно Положению все вновь поступившие в местах лишения свободы помещались в разряд испытуемых. Не поддающиеся исправлению осужденные переводились в штрафной разряд, где устанавливался особо строгий режим содержания. Лица, проявляющие стремление к исправлению, переводились в разряд исправляющихся, а оттуда за отличное поведение – в образцовый. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся коллегией места заключения на основании характеристики с учетом поведения, отношения к труду и обучения.

Положение устанавливало 9 видов дисциплинарных наказаний.

Коллегия НКЮ РСФСР 5.04.1922г. утвердила Положение о переходных исправительных домах.

Дальнейшее развитие получил институт досрочного освобождения, который все более оформляется как институт условно-досрочного освобождения. В этом отношении определяющую роль сыграл Декрет СНК РСФСР от 21.03.1921г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», в котором институт условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания регулировался в аспекте общих принципов уголовной ответственности и, в частности, достижении целей наказания.

С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации. В результате систематизации в 1924 г. был принят первый советский исправительно-трудовой кодекс. ИТК 1924 г. подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.

Новый этап истории пенитенциарной системы советского государства открывает Постановление СНК СССР от 7.04.1930 г. об утверждении «Положения об исправительно-трудовых лагерях».

1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый ИТК.

10 июля 1954 г. было утверждено Положение «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях СССР». Основной задачей исправительно-трудовых учреждений признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности – исправление и перевоспитание осужденных, на основе приобщения к общественно полезному труду. Положение предусматривало проведение общеобразовательной и профессионально-технической подготовки заключенных.

Тюрьмы по ИТК 1970г. предназначались для содержания особо опасных рецидивистов которым лишение свободы назначалось в виде тюремного заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также переведенные из ИТК за злостные нарушения режима. ИТК предусматривал исполнение наказания в отношении несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

12.06.1970г. был введен новый вид уголовного наказания – условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.

Изображение - Исправительно трудовое право 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here