Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства". Мы постарались полностью раскрыть тему. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

AJAX – EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX – EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Органы надзора и контроля

В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты трудовых прав и свобод, включающая в себя перечень государ­ственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией.

Согласно ст. 353 ТК РФ:

    • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права , осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Видео (кликните для воспроизведения).

Среди указанных органов следует выделить Феде­ральную инспекцию труда – единую централизованную систему, состоящую из

    1. федерального органа исполнительной власти (Федеральная служба по труду и занятости – Роструд), уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
    2. его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354-356 ТК РФ).

Таким образом, в систему государственной защиты трудовых прав и свобод входят следующие органы контроля и надзора:

    1. органы прокуратуры (высший контроль за соблюдением законодательства о труде);
    2. Федеральная инспекция труда (государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права всеми работодателями на террито­рии РФ);
    3. федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах про­мышленности наряду с Федеральной инспекцией труда).

Все они действуют в соответствии с федеральными нормативны­ми правовыми актами. Все указанные органы, уполномоченные осуществлять над­зор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в на­званных правоотношениях выступают в качестве управомоченных субъектов.

Нель­зя также упускать из виду органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные правом осуществлять внутриведомственный государствен­ный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

равенства возможно веи трудиз

нятии с целью искоренения агы-пг, я, ^ и’М1->шении труда и за- ция – это всякое пГ дискриминации. Дискримина-

ция это всякое различие, недопущение или предпочтение проводимое по признаку пасы миртя ™™ ‘ФВДпочтение, питических уйржлрн * ‘ пола’ Рели™и, по-

литических убеждении, национального или социального поо исхождения, приводяигее к vhhu-t™», ^иииа^ьни! и про-> i “дящее к уничтожению или наоушеникч m венсгва возможности иди обращения в области т’рудГи зан^-“

ваистиВОзна и’ н

вами, ставки вознаграждения должны определяться без

няционГьГе ме°™ ^ 10° °бЯЗЫВаеТ гос^Рства использовать це^Го^спечи а ь ‘ УСТаН°ВЛения ставок вознаграждения с целью ооеспечившь применение принципа равного вознагоаж

зработную п ‘ евВидуоснную

зараоотную плату и другие виды вознаграждений, предостав ляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре п ееМ поедай

в сфеГ™ТзВчп?ЛЬНЫМИ ГЛобальными актами о равенстве в сфере труда и запрете дискриминации в МОТ действуют спе циальные конвенции „ рекомендации, которые относятся к оп ределенным категориям трудящихся: работникам-мигрантам пожилым трудящимся, морякам, сельскохозяйственным шбо’ чим, представителям коренного населения и т д

Для реализации принципа трипартизма у работодатели и v работников должно быть право на объединение по меадунапод ной терминологии – право на ассоцшцию ^ о™ситсяк числу основных прав человека в области труда и находит отра жение в той или иной степени ппяк-tmup™ “

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Вопрос 82. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и кон­троля за соблюдением требований охраны труда — это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопас­ные условия труда.

Читайте так же:  Нужно ли писать заявление чтобы получить свою трудовую книжку

Государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативно-правовых актов, со­держащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция тру­да. Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы испол­нительной власти. осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при Петре I — Берг-коллегия следила за работой на горных работах и рудниках). Внутриведомст­венный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, в подведомственных организа­циях осуществляют федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также ор­ганы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъек­тов Федерации (ст. 353 ТК РФ ).

Согласно ст. 354 ТК РФфедеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведе­ние государственного надзора и контроля за соблюдением тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных ор­ганов (государственных инспекций труда).

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и заня­тости и её территориальным органам.

Федеральную инспекцию труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной вла­сти — главный государственный инспектор труда РФ. назначаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством России.

Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и кон­троля за соблюдением требований охраны труда – это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопас­ные условия труда.

Государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативно-правовых актов, со­держащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция тру­да. Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы испол­нительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при Петре I – Берг-коллегия следила за работой на горных работах и рудниках).

Внутриведомст­венный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, в подведомственных организа­циях осуществляют федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также ор­ганы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъек­тов Федерации ( ст. 353 ТК РФ ).

Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведе­ние государственного надзора и контроля за соблюдением тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных ор­ганов (государственных инспекций труда).

В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и заня­тости и её территориальным органам.

Федеральную инспекцию труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной вла­сти – главный государственный инспектор труда РФ , назначаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством России.

Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

В соответствии со ст. 355 ТК РФ основными задачами феде­ральной инспекции труда являются:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законо­дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового законодательства;

– доведение до сведения соответствующих органов государст­венной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на неё задачами федеральная инспекция труда реализует, в частности, следующие основные полномочия:

– осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязатель­ных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушени­ях в пределах полномочий, подготовки других материалов (до­кументов) о привлечении виновных к ответственности в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

Читайте так же:  Размер аванса по заработной плате по тк рф с октября 2019

– анализирует обстоятельства и причины выявленных наруше­ний, принимает меры по их устранению и восстановлению на­рушенных трудовых прав граждан;

– осуществляет в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации рассмотрение дел об административных пра­вонарушениях;

– направляет в установленном порядке соответствующую ин­формацию в органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле­ния, правоохранительные органы и в суды;

– осуществляет надзор и контроль за соблюдением установ­ленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве;

– принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

– осуществляет информирование и консультирование работо­дателей и работников по вопросам соблюдения трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В своей деятельности должностные лица федеральной ин­спекции труда не должны выходить за пределы предоставлен­ных им полномочий, иначе они будут либо препятствовать осу­ществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций (индивидуаль­ных предпринимателей).

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодатель­ства непосредственно осуществляют государственные инспекто­ры труда. В целях выполнения своих функций они имеют весь­ма широкие права, установленные ст. 357 ТК РФ.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или во­просов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудо­вого законодательства имеет право выдать работодателю пред­писание , подлежащее обязательному исполнению (данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодате­лем или его представителем).

В соответствии со ст. 359 ТК РФ при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифици­рованными Россией конвенциями МОТ по вопросам инспек­ции труда, Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, а также решениями Правительства РФ ( ст. 360 ТК РФ ).

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя , если только не считает, что такое уведомле­ние может нанести ущерб эффективности контроля.

Организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и проч. подлежат инспекционным проверкам с особым по­рядком их проведения, который предусматривает:

– доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

– проведение проверок в назначенное время ;

– ограничение на проведение проверок во время манёвров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.

При организации и непосредственном проведении проверок государственные инспекторы труда обязательно должны руководствоваться требованиями гл. II Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при проведении государственного контроля (надзора)».

Решения государственных инспекторов труда могут быть об­жалованы соответствующему руководителю по подчиненности , главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд ( ст. 361 ТК РФ ). За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность (дис­циплинарную, материальную, уголовную), установленную фе­деральными законами ( ст. 364 ТК РФ ).

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятель­ность во взаимодействии с федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов РФ, органами местного самоуправле­ния, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими орга­низациями.

В соответствии с ч. 1 ст. 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в от­дельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере про­мышленной безопасности . Он вправе следить за соблюдением го­сударственных нормативных требований охраны труда на объ­ектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлур­гической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при уст­ройстве и эксплуатации подземных сооружений, котельных ус­тановок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ве­дении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности осуществляется в настоящее время Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обес­печивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности и при использовании атомной энергии. Также указанные виды надзора сейчас осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологичёского благополучия населения. С 2004 г. в качестве такого органа выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.

Читайте так же:  Роль и социальная ответственность бизнеса в россии

Работники специальных органов, ведающих вопросами горного и промышленного надзора, энергетического надзора, надзора за ядерной и радиационной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону.

Длительное время функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляли профес­сиональные союзы, а также состоящая в их ведении техниче­ская инспекция труда. В профсоюзах и сегодня есть техниче­ская и правовая инспекции, однако с созданием федеральной инспекции труда эти инспекции являются инструментами только общественного контроля и не наделены полномочиями по наложению на должностных лиц штрафов за нарушение нормативных актов по охране труда.

Как установлено ТК РФ ( ст. 419 и 362 ), все лица (в том чис­ле руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица), виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих норм трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материаль­ной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, ад­министративной и уголовной ответственности в порядке, уста­новленном федеральными законами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по соблюдению трудового законодательства как работодателем, так и работником, влечёт дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным ТК РФ.

Административная ответственность работодателей и их пред­ставителей за нарушение трудового законодательства регламен­тируется ст. 5.27 КоАП РФ.

КоАП РФ (ст. 5.28-5.34 ) также ус­тановлена административная ответственность за правонаруше­ния в области социально-партнёрских отношений, прежде всего для лиц, представляющих работодателей.

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена ст. 143, 145, 145.1 УК РФ.

В качестве крайней меры ответственности организации за нарушение требований охраны труда допускается её ликвидация. Решение о ликвидации организации или прекращении деятель­ности её структурного подразделения принимается судом по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

Понятие и виды контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Гарантией соблюдения трудовых прав граждан является деятельность государственных органов контроля и надзора, обеспечивающая контроль за соблюдением трудового законодательства.

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства – это охранительная деятельность государственных органов и общественных организаций, которая направлена на обеспечение трудовых прав работников и предотвращение нарушений трудового законодательства. Между контрольной и надзорной деятельностью существует некоторое разграничение в зависимости от органов, осуществляющих данную деятельность, а также методов выявления нарушений трудового законодательства и способов реагирования на эти нарушения.

В зависимости от органов, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства, выделяют государственный и общественный контроль в сфере труда.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственным контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства признается деятельность специально уполномоченных органов, которая направлена на защиту трудовых прав работников и привлечение работодателей к соблюдению трудового законодательства. При осуществлении контрольных и надзорных функций специально уполномоченными органами различают: предупредительный, предварительный, текущий и последующий надзор и контроль (рис. 1).

Предупредительный надзор и контроль имеет своей целью не допустить принятия условий труда, которые бы противоречили трудовому законодательству, и предотвратить нарушения требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных сооружений, а также при вводе в эксплуатацию новых и реконструкции уже существующих объектов производственного назначения.

Цель предварительного надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства при применении условий труда, осуществляемых работодателем.

Основная задача текущего надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства, а также выявление уже допущенных нарушений и принятие соответствующих мер.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Суть последующего надзора и контроля сводится к восстановлению прав работника при выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства.

Изображение - Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства proxy?url=https%3A%2F%2Fspravochnick.ru%2Fassets%2Ffiles%2Farticles%2Fpravo142

Рисунок 1. Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве

Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Для защиты трудовых прав и свобод граждан в нашей стране создана система специально уполномоченных органов, которые наделены соответствующей компетенцией в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с действующим законодательством:

  • федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Федеральная инспекция труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований по безопасности трудовой деятельности возложен на федеральные органы исполнительной власти.

Федеральная инспекция труда состоит из:

  • федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по труду и занятости;
  • его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Таким образом, систему государственной защиты трудовых прав и свобод составляют:

  1. Органы прокуратуры, осуществляющие высший контроль за соблюдением трудового законодательства.
  2. Федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
  3. Федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях промышленности.

Все эти органы действуют на основании соответствующих нормативно-правовых актов.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют:

  1. Профессиональные союзы.
  2. Другие уполномоченные представительные органы работников (рис. 2).

Изображение - Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства proxy?url=https%3A%2F%2Fspravochnick.ru%2Fassets%2Ffiles%2Farticles%2Fpravo143

Рисунок 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства

Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства

Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц при нарушении законодательства о труде и правил охраны труда, невыполнении обязательств по выполнению коллективных трудовых договоров и соглашений.

В связи с этим на должностные лица распространяются следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • административная;
  • уголовная.

К дисциплинарной ответственности относится применение мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Она может быть общая и специальная.

Читайте так же:  Гарантия на ювелирные изделия

Материальная ответственность имеет место тогда, когда предприятию был причинен материальный ущерб. Эта ответственность может быть полной и ограниченной.

Административная ответственность состоит в виде предупреждения или наложения штрафа.

Уголовная ответственность может наступить за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда, необоснованный отказ при приеме на работу, увольнение беременной женщины. В этих случаях назначается наказание: в виде лишения свободы, штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и др.

Ответственность за нарушение трудового законодательства несут как наниматель, так и должностные лица. Следует сказать, что наниматель как юридическое лицо может нести только материальную ответственность, а все остальные виды ответственности: административную, дисциплинарную и уголовную будут нести только физические лица, которые являются должностными лицами нанимателя.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

  • • понятие контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  • • виды контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  • • органы, осуществляющие государственный, ведомственный и общественный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • • систему органов Роструда и их компетенцию;
  • • полномочия органов контроля и надзора;
  • • порядок проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства;
  • • систему взаимодействия органов контроля и надзора при проведении проверок соблюдения трудового законодательства;
  • • правовые последствия для работодателя, виновного в нарушении законодательства о труде и об охране труда;

уметь

  • • определять компетенцию различных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  • • правильно определять предмет проверок, проводимых органами контроля и надзора;
  • • анализировать причины нарушений трудового законодательства, готовить соответствующие предложения по их устранению;

владеть

  • • понятийным аппаратом института контроля и надзора;
  • • навыками выявления и предупреждения нарушений требований трудового законодательства.

В процессе становления и развития трудового законодательства проблеме защиты трудовых прав работников всегда уделялось особое внимание, так как, несмотря на формальное юридическое равенство, работник в социально-экономическом плане всегда является более слабой стороной трудового отношения, чем работодатель. Поэтому среди основных способов защиты трудовых прав и свобод бо́льшая часть предназначена для защиты работника. К таким способам относятся, в частности, самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Целью защиты трудовых прав работника является обеспечение их свободной реализации, а при необходимости – восстановление или признание прав, пресечение правонарушений со стороны работодателя и его понуждение к надлежащему исполнению обязательств.

В узком смысле слова под защитой понимается деятельность уполномоченных органов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав. Такими полномочиями наделены органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, статус которых определен в гл. 57 ТК РФ.

Отношения по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми (ч. 2 ст. 1 ТК РФ). Эти отношения относят к числу сопутствующих трудовым, причем в отличие от многих других производных от трудовых отношений они носят перманентный характер, поскольку государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется постоянно, непрерывно.

Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей является одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 2 ТК РФ).

Государственный контроль и надзор (ст. 353 ТК РФ) дополняется ведомственным контролем за соблюдением трудового законодательства (ст. 353.1 ТК РФ). Свою лепту в укрепление законности в трудовых отношениях вносят и профсоюзы, которые также наделены правом на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370 ТК РФ).

В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, можно выделить следующие виды контроля и надзора: государственный надзор, ведомственный контроль и профсоюзный контроль.

Государственный контроль и надзор в соответствии со ст. 353 ТК РФ делится на два вида:

  • 1) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет общий надзор на всей территории РФ за соблюдением всеми работодателями (независимо от организационно-правовой формы, сферы деятельности и подчиненности) установленных требований в сфере труда;
  • 2) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Это специализированный государственный надзор, который осуществляют государственные органы, исключительно для этого предназначенные. Его особенность заключается в целевой направленности выполняемых государственными органами надзорных функций. Надзор является основой их управленческой деятельности, что отражено даже в названии этих органов – Федеральная служба но надзору is сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба но экологическому, технологическому и атомному надзору.

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие виды специализированного надзора: государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах (ст. 366 ТК РФ); федеральный государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ); государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ); федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ). Первые три вида надзора осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) [1] , последний – Федеральная служба по над

Читайте так же:  Выплаты алиментов с больничного листа

зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [2] .

Порядок проведения проверок надзорными органами регламентируется Законом № 294-ФЗ. Закон устанавливает: порядок организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; порядок взаимодействия этих органов при организации и проведении проверок хозяйствующих субъектов; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; меры по защите их прав и законных интересов.

В ст. 9 указанного Закона установлено, что плановая проверка в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может проводиться не чаще одного раза в три года. Количество внеплановых проверок не регламентируется законодательством, так как они обусловливаются исключительно возникшими объективными обстоятельствами. Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст. 10 Закона: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ проводимые органами надзора внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовываются с органами прокуратуры [3] .

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ).

Ведомственный контроль осуществляется, как правило, выборочно, при рассмотрении жалобы работника на действия конкретного работодателя. При выявлении нарушения проверяющий орган обязывает руководителя устранить допущенное нарушение и тем самым осуществляет защиту прав работников.

Профсоюзный контроль представляет собой разновидность общественного контроля за соблюдением работодателями и их должностными лицами трудового законодательства. Это самостоятельная функция профсоюзов, для осуществления которой им не требуется разрешение или согласование с органами государственной власти или местного самоуправления, равно как и согласие работодателя.

Согласно ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Выделяются предварительный, последующий и текущий контроль за соблюдением законодательства о труде [4] . Предварительный контроль используется в случаях, когда законодатель требует от работодателей (иных субъектов) учесть мнение соответствующего профсоюзного объединения (органа) при принятии управленческих решений или утверждении нормативных правовых актов (в том числе локальных). Последующий контроль осуществляется при рассмотрении жалоб и обращений работников на нарушение их трудовых прав. Текущий контроль профсоюзы осуществляют в плановом порядке. По результатам проверок соблюдения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, профсоюзы могут предъявлять работодателям требования об устранении выявленных нарушений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения таких требований сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах их рассмотрения и принятых мерах.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями о них.

Для осуществления контрольных полномочий профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда наделены целым рядом прав, включая право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных

союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Изображение - Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства 2699956
Автор статьи: Павел Кудинов

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Я уже более 6 лет работаю в сфере юридических консультаций. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать возникающие вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here